Из Покровской церкви происходит интересный памятник позднего XVI века - икона "Спас Смоленский". О северном происхождении иконы может свидетельствовать, в частности, то, что к стопам Спаса припадают преподобные Варлаам Хутынский и Александр Свирский, тогда как на среднерусских иконах вместо последнего изображался Сергий Радонежский. По трактовке деталей этот памятник близок к иконе из Сийского иконописного подлинника.
Образ Спаса Смоленского связан с идеей защиты русской земли. Интерес к этой теме в Обонежье на рубеже XVI - XVII веков объясняется нападениями иноземных (шведских, затем польско-литовских) отрядов. Записанные в конце XIX века предания о нашествии "панов" на остров Кижи в эпоху Смутного времени упоминают о повреждении вражеской стрелой иконы Спасителя, которая именуется также образом Всемилостивого Спаса", "Белого Спаса". Икона находилась интерьере Преображенской церкви. Интересно, что "Спас Смоленский" в описях XIX века также именуется "Всемилостивым Спасом", причем в этот период он находился в Покровской церкви, а в главном храме - копия с него, также сохранившаяся до нашего времени. Создание копии свидетельствует о почитании старой иконы. Это позволяет, на наш взгляд, соотнести "Спаса Смоленского" с иконой - участницей событий начала XVII века. Однако в описании иконостаса Преображенской церкви в писцовой книге 1628 - 1629 годов не упоминается "Всемилостивый Спас" (равно как и в иконостасе Покровской церкви), В главном храме Кижского погоста имелась икона "Спас Вседержитель", стоявшая в местном ряду на третьем месте слева от царских вратак далееля отождествления этой иконы со "Спасом Смоленским" или "Всемилостивым Спасом" нет достаточных оснований, хотя и исключать возможность этого также неправомерно.