Эта притча - единственная, которая
встречается в Новом Завете четыре раза, дважды встречается в Евангелии от Луки.
Более того с нее начинается Нагорная Проповедь. Как и всякая притча, как и
всякая фраза Евангелия, она долгое время передавалась из уст в уста,
записывалась на клочках бумаги или папируса отдельно от всех прочих - и в одной
этой фразе заключается целый мир, все благовествование, и если бы ничего более
не сохранилось из сказанного Христом, можно было бы из размышлений на одной
этой фразой проникнуть в Царство Его Слова.
Это Царство не похоже на человеческие
империи, которые гордятся обширными землями, властью над морями и континентами.
Это Царство - дом, просто Дом Божий. В воздухе нашей комнаты мелькают пылинки -
в Доме Отца кружатся звезды, планеты, кометы. Но в Его доме - нет пыли, в нем
все чисто, все прибрано и убрано для входящих в дом (светить "входящим в
дом" - так заканчивается эта притча у Луки) или, что-то же, для всех в
доме. То, что представляется ученым темными бездонными просторами, насыщено
светом, не какими-то потоками частиц, а светом Истины - и в центре мироздания
стоит не какая-то звезда и не планета, не земля, а - человек, сотворенный
свечою. Так, проходя фразу Христа, притчу Христа в обратном направлении - от
слова "дом" к слову "свеча" мы обнаруживаем, насколько
иначе каждое слово наполнено для Сына Божия, наполнено принадлежностью Отцу и
бытием Отца. Нам может показаться, будто речь идет о нашем доме, о нашем свете,
о наших делах - Он знает, что все это - Отчее, неизмеримо более великое, чем мы
можем себе представить. Это видение не умаляет ценности нашей комнатки, нашего
маленького подвига, нашего слабого света - наоборот, открывает в них ценность
выше всякой ценности мира сего. "Видят добрые дела ваши" - так
заканчивается притча, доступной верующим и неверующим. Но Иисус продолжает и
говорит: "И прославят Отца". Совершенно никакой логической связи - с
точки зрения логики языка - нет: дела-то наши, почему же прославят Отца? Но кто
делал дело, кто убирал свой дом, кто пытался поглядеть на другого в свете
истины - знает, что всякое делание доброе и светлый взгляд - от Бога.
Комментируя
слова Христа "вы свет миру", Златоуст сказал: "Не столько вреда приносит язычник,
поступающий нечестиво, сколько христианин, так поступающий".
Потому что всему свое место: огарок нормален в корзине, не в подсвечнике.
Трудно только сориентироваться в пространстве, отчего в истории, да и в быту,
христиане чаще строже судят других, чем себя.
«Опять говорил Иисус к народу и сказал
им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет
иметь свет жизни. «(Евангелие от Иоанна 8:12). Иисус Христос есть свет в
этом греховном мире. «Я свет пришел в
мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Евангелие от Иоанна 12:46). Когда мы
будем следовать за Нашим Господом, мы ни когда не будем ходить во тьме. Как и
Иисус Христос, так и мы будем светом.
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы
они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. «(Евангелие от Матфея 5:16).
Истинные Христиане должны быть светом в этом
греховном мире. Как Иисус Христос сказал «Так да светит свет ваш пред людьми» Кругом
нас одна тьма, тьма духовная полная грехов и зла. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили
тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое,
ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они
злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что
они в Боге соделаны.» (Евангелие
от Иоанна 3:19-21). Люди настолько
грешные, что не видят своих грехов, потому и ненавидят свет. Тот, кто грешит,
тот не хочет делать добрые дела. Когда свет светит в комнате, то все видно и не
может скрыться от света ни чего. «Ибо
нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не
сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Евангелие от Луки 7: 17). Так само и мы когда грешим, мы ненавидим
свет. Когда Бог осияет нас своим светом. Есть даже такие люди, что считают тьму
светом, а свет тьмою. «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом,
тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое –
горьким!» (Книга пророка Исаии 5: 20). Дьявол
заслепляет глаза людей. Люди все больше делают беззакония. Апостол Павел пишет в послании к Тимофею: «Знай же, что в последние дни наступят
времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны,
злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих
во грехах, водимых различными похотями,
всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. (Послание к Тимофею 3:1-7)
К сожалению настоящих
христиан очень мало. Впрочем, и прозорливцев мало, а больше всего нас, ставящих
свечу веры под горшок мира сего. Что ж удивляться, когда мы унываем, когда в
глазах черным-чернои жизнь кажется такой
поганой. Свеча под горшком, прежде всего, начинает жутко коптить и копоть эта
оседает на горшке, так что если у свечи есть глаза, они видят лишь черноту. Так
что веровать означает осветить сердцем Христовым путь своей жизни. Идти надо к
Небу, которое совсем близко, идти нужно за нашим Спасителем Иисусом Христом,
который есть светом. И когда мы увидим свет, тогда нам не будет страшна
темнота. «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что
Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в
истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечна» . (1 Иоанна 5: 19-20).
«И сказал им: для того ли приносится свеча,
чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить
ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не
бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да
услышит!» - Здесь Господь научает
апостолов быть светлыми по жизни и по делам. Как светильник поставляется для
того, чтобы светить, так и ваша жизнь, говорит, будет видна всем - и все будут
смотреть на нее. Поэтому постарайтесь жизнь вести добрую, ибо вы поставлены не
в углу, но служите светильником, а под кровать светильника не скрывают, но
ставят на виду, на подсвечник. И из нас каждый есть светильник, который должен
быть поставлен на подсвечник, то есть на высоте жизни по Богу, дабы мог светить
и другим, а не под сосудом, где находиться чревоугодия и заботы о пище и не под
кроватью бездействия. Ибо никто занятый попечением о пище и преданный лености
не может быть светильником, своей жизнью светящим для всех. (Мк.4,21-23). Иисус
Христос своей жизней показал нам пример яркого света. Наш Спаситель когда, был
на земле делал великие чудеса, исцелял больных, проповедовал слово Божье. Иисус
Христос показал свою любовь, страдая на кресте. В Евангелиях Иисус Христос
называет себя «я свет миру». Но, к сожалению, многие люди не приняли Его свет,
потому что дела их были злы. Они более возлюбили тьму, нежели свет. Давайте
будем спешить делать добрые дела, показывая окружающим людям свой свет, так же
как делал добрые дела Иисус Христос. Давайте будем действительно светом в этом
греховном мире.