Протоиерей Василий Ермаков ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня православный мир после по двига первой седмицы Поста Великого назвал воскресение — торжеством Право славия. В день этот наша церковь возве щает во всей глубине и святости, — что есть Православная вера. Это неколебимая вера наша в Господа нашего Иисуса Хри ста; мы чтим угодников Божиих, подвиж ническое Благочестие и радостно прославляем все наши праздники, подвиг По ста Великого и молитвенно возвещаем миру, что же есть наша Православная ве ра. Каждого, желающего видеть и насладиться всей полнотой Благодати Господ ней, она зовет войти под сень Храма Божьего, говорит евангелист Иоанн Бого слов. Евангелие возвещает: когда Филипп сказал Нафанаилу, — мы нашли Христа Спасителя, он, усомнившись, ответил — прииди и виждь, т.е. сам убежусь в свято сти пришедшего в мир Господа нашего Иисуса Христа. — Прииди и виждь! — зовет нас Право славная церковь, чтобы каждый человек убедился, во что мы верим, кому поклоня емся, кого прославляем и что нас ожидает по нашей кончине. Церковь не скрывает всю полноту Благодати Господней, всей святости, благолепия, всего того, что она получила от Неба здесь, на земле. И Благо дать Господня проявляется в таинствах, в покаянии, в причащении тела Господа Бо га и Спаса нашего Иисуса Христа, в тех мо литвах, с коими мы обращаемся к Богу, и в тех святых Угодниках, к которым мы обра щаемся в нашей земной жизни, прося у них помощи и утешения. Где, скажите, в какой другой религии, в какой другой вере есть столько канонизированных святых? А вера в Бога прослав ляется именно примерами святости здесь, на земле! Люди, грешные, жившие до нас на земле, но своим подвигом Благочестия получившие здесь, на земле, прославле ние. И не всегда это в далеком прошлом... Сравнительно недавно, в России, в Сарове жил и молился Серафим Саровский; всего два века назад в нашем городе, Пе тербурге, жила, молясь и творя чудеса Пресвятая Ксения Блаженная, канонизи рованная к 1000-летию Святой Руси! И к ее могиле на Смоленском кладбище еже дневно идут петербуржцы и приезжие... И ныне в России еще живы люди, их еди ницы, но есть, которые слышали слова Иоанна Кронштадтского, предупреждав шего нас, какие беды ждут Россию, рус ских людей, если они отвернутся от Пра вославной веры. Но даже если взять времена более от даленные, все мы ощущаем и сегодня ве ликий подвиг Святого Сергия Радонеж ского, вдохновившего князя Дмитрия Донского на битву с татарами, на победу на поле Куликовом. Ибо не было б этой победы, быть может еще многие века Рос сия и русские тяготился под татаро-монгольским игом. Мы пережили все, — и гонения на церковь, и на святые иконы; богоборцы говорили нам, мол, что вы молитесь доскам?! И голосом Вселенской церкви святые отцы сказали: мы поклоняемся не доскам, а святому изображению, тем святым иконам, от которых мы получаем духовное очищение и приток великой Благодати Господней. И в нашей православной вере того чудотворных икон, источающих благодатное миро. Атеисты и мир Запада смеются над нами, как будто не было тысячелетия Православной Руси. Тысячу ют мы молимся и преклоняемся иконам — зачем же пытаться переучивать нас?! И мы одно им можем ответить: прииди и виждь! Да! Русская Православная церковь была гонимой в нашем XX веке, но несмотря на расстрелы и средневеко вые пытки священнослужителей властью большевиков, — она выстояла! И ныне власть предержащие и еще вчера пресле довавшие церковь, сами входят в Храм Божий, ища себе опоры и авторитета. Ну, и хорошо, что входят. Может, извлекут себе духовную пользу в нем. А ведь все эти позорища, и разрушения храмов и го нения на веру — на памяти поколения, которому сорок и более лет. В середине 60-х годов был взорван Собор в Петер бурге на Сенной площади! И нынешняя преступность, беспредел в нашей жизни, когда родители боятся посылать в школу детей своих, чтобы их не пристрелили во время очередной разборки мафий, — это тяжкая расплата за безверие и разруше ние святынь. Бог отошел от нас, и настало время воздаяния, вразумления. Уж если говорить исторически, то часть нашей интеллигенции еще в XIX веке начала отхо дить от веры. Тот же Белинский в своем печально знаменитом письме великому писателю Гоголю, обличает его за... веру! и пишет: «...Что общего нашли вы между Христом и какой бы то ни было, а тем более православной церковью»?! Уже од но «тем более» говорит о чудовищном непонимании казалось бы талантливого че ловека основ Православной веры. Лев Толстой обрушился в своем учении на Православную церковь. А какое учение он дал сам? И где теперь его последователи толстовцы? Их нет, а церковь стоит, сак нерушимый утес среди волн бурного моря. И сегодня мы говорим миру и Западу: мы не страшимся, нас не смущает ваше наступление, ваши оскорбления и на смешки над Православием. И не устанем повторять этому миру: прииди и виждь! Бог дарует всегда всем, кто с верой и благоговением ищет помощи в Храме Гос поднем. Но Бога не поймешь, не осозна ешь без личного опыта Православной жизни. На стадионах ив домах культуры Бог не дойдет до вашего сознания. А мы, мы должны помнить, что мы рус ские, православные, что мы и мыслим по-другому, что у нас иное сознание и пото му чужая проповедь не даст плодов на земле российской, хотя и может соблаз нить иных маловерных. Ведь Запад излил нам сюда учение о «светлом» будущем, которое можно коротко изложить слова ми: мы все вам дадим, дайте только нам уничтожить несколько миллионов людей. Но народ русский в большинстве своем не принял этого учения; да и жестко оно обернулось ему: гибелью лучшей трудо вой части крестьянства и лучших представителей интеллигенции. Пусть Запад сам разбирается в своей вере. А мы останемся в своей семье, с Христом, Божией Матерью, Святыми угодниками, Православием. Мученики за веру, мы говорим, возвещаем, — мы перенесли много страданий, гонений, но всегда, в самые отча янные времена путеводной звездой нам была Православная вера, мы знали, что Бог не оставит нас без своей благодатной помощи... И смиренно, по-детски, с глубо кой верой несем бремя в своей греховной жизни, когда идем к покаянию, получая причащение тела и крови Христа — Спа сителя. И легче переносим немощи наши. И потому, несмотря на лютые испыта ния в прошлом, мы не отдали наше Православие на посмешище и растерзание. И сегодня, вступив на подвиг Поста Великого, мои дорогие Богомольцы, говорю вам, — не слушайте за порогом Храма заезжих проповедников, явившихся нас об манывать, мол, вы не так молитесь, мы вас научим... Ответьте им: вы опоздали на ты сячу лет! Нам не надо напоминать о Бо ге—у нас есть церковь, Храм Божий, Святые угодники, Православие. Так сохрани же, русский народ, свою Православную веру и Господа нашего Иисуса Христа. И Бог не оставит нас в своей благодатной помощи. Аминь. 20 марта 1994 г.
|