Протоиерей Василий Ермаков ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святая, чадолюбивая наша Церковь знает все наши человеческие нужды, стра дания и болезни. И она не оставляет нас без великой, Божественной, небесной по мощи. Когда ты почувствуешь всю не мощь своего небесного бытия, всю тя жесть болезней, — обратись к Богу. Церковь дает нам Богослужение, дает постигнуть благодатные таинства, зовет на молитву, чтобы мы здесь, в Храме Божием, в одном порыве веры возносили Богу наши молитвы о всех наших радо стях, о всех страданиях. И вместе с тем, церковь дает нам пять недель в году ве ликого подвига — подвига Поста Велико го, чтобы каждый сын, каждая дочь пра вославной веры вошел в это спасительное время Благодати Божией, когда он мог бы легко и свободно заглянуть в тайну своей жизни, в тайну своей души, — что же не хорошего, греховного таится в этом тайнике личной нашей человеческой жизни. Что же таится? Про себя это знает каж дый из нас. А именно, тот грех, те позывы ко греху, и те злодеяния, и преступления, ожесточения или гордость, надменность, что так часто проявляется в поведении и действиях людей. Но совершая этот грех, человек забывает о том воздаянии, кото рое он получит здесь, на земле. Это — вразумление Божие, чтобы затем, когда придет твой час, — чистым страдальческим бытием и крестом жизни, — ты во шел в лоно Отца Небесного. Церковь зовет нас сегодня словами евангелиста Матфея, словами Господа на шего Иисуса Христа: «Если вы отпущаете человекам согрешения их, то и Бог вам отпустит ваши согрешения». Вот то до ступное, земное действие каждого, — простить! Не творить зло, не унижать, не обидеть, — а простить. На словах-то это легко, а на деле? Но подумаем, что же происходит сегод ня в России? Откуда зло? Откуда это ожесточение людей друг к другу? Это за мечается в нашей повседневной жизни: в магазинах, на городском транспорте, на улице... Люди оттого ожесточились, что забыли Бога! Оттого, что не ходят в Храм Божий! И рассуждают: никому не прощу даже самой малой вины. Не хочу, не буду! Мы видим это ожесточение к ближнему, даже родных друг к другу. Мы помним события прошлого года, — октябрьские дни в Москве. Брат шел на брата, дети на отцов, мы видели, как люди таскали бу лыжники, чтобы кинуть их в брата или сестру, кто стоял у Белого дома. Зачем? Неужели пролито мало крови в России? Разве в семнадцатом году не шел брат на брата? И годы, годы не полыхала граж данская война, терзая безбожно нашу страну! И вот, это безбожье, это то, что мы впи тали, как возмездие за прошлое, осело в довоенных и послевоенных поколениях, а через них реально воплотилось в их детях. Вглядитесь в наше страшное время! Вечером уже страшно пройти по городу, страшно прилично одеться, что-то кому-то сказать, — тебя могут толкнуть, уда рить, убить. Откуда это зло? Оно передалось моло дежи через гены зла и ожесточения! Она считает, что все дозволено: как хочу, так и ворочу... Все могу совершить. И совершают. А теперь, простите, малый пример: я еду на службу мимо тюрьмы «Кресты» и каждый день там стоят сотни людей — передачи несут там сидящим. У Невы стоят молодые девчата, руками машут. Что? Кому? Они знали что, совершили — злодейство, убийство — и они знали, куда посылали своих приятелей. Что ж теперь махать ручкой? Что говорить этим без молвным стенам? А где была совесть преступников? Человек трудится, а я хочу жить за твой счет, отобрать заработанное тобой и потому убиваю тебя, мне безраз лично твое страдание. Вот и получи наказание! Оно было, есть и останется. Каждый, кто поднял ру ку на человека, будет наказан жизнью. Нам трудно сегодня, но мы верим, что Бог защитит нас. Но больно видеть, почему же человек, перед тем, как совершить зло: нанести удар ножом ближнему своему, или послать в него пулю, — не задумается о наказании и в этой жизни, и в той, не земной? То и дело слышишь, или про чтешь в газете: кого-то убили; кого-то взяли в заложники, но те, кто взял, те са ми стали заложниками своего греха на этой земле. Для чего? Во имя чего?! По тому что все дозволено. Пророк Достоевский прав: если Бога нет — все дозволено. В своем произведении «Бесы» он предсказывал все: и то, к чему приведет рево люция в России, и то, чего это будет стоить народу. Он вывел всех этих револю ционеров — бомбометалыциков и убийц в образах Верховенского и Шигалева. Свои преступные замыслы они прикрывали «заботой о народе», о «справедливо сти», — но эти «святые» слова исходили из уст бесов, которые ни о народе, ни о справедливости и не мыслили! А замыш ляли захватить власть и дать волю своим страстям убийства и насилия... Это — в книге. И вот, почти через месяц после смерти Достоевского, 1 марта 1881 ода уже не в книге, а в жизни бомбометальщики совершили преступное убийство царя-освободителя Александра II. Это было уже восьмое покушение на него, на )тот раз удавшееся. Они спешили, они бо ялись, что император произведет новые реформы и им уже не на что будет ссылать ся в своей лживой пропаганде. Вот тайные мысли их! Последыши Верховенских и Шигалевых в 17 году захватили власть и тем вовлекли русский народ, давший себя увлечь большевистской демагогией, в страшную катастрофу, и тотчас приступи ли к уничтожению целых сословий обще ства!.. «Для счастья человечества» — Верховенские и Шигалевы хотели уничто жить десятки миллионов людей; их после дыши превзошли их десятикратно! И не вольно вспоминаешь вопрос убитого уже в наше время поэта, обращенный к России: «Как ты могла себя отдать на растерза ние вандалам?!» И этот вандализм в большей или мень шей степени продолжался все эти десятилетия, начиная с семнадцатого года. В иных формах продолжается он и ныне. Сегодня нет ни ЧК, ни НКВД, но народ по-прежнему находится во власти терро ра, на этот раз бандитов-уголовников. И поскольку никаких серьезных мер не принимается, невольно думаешь: может это кому-то надо, кому-то выгодно?.. Несправедливости жизни видны нам, но мы не знаем, какие мучения посыла ются свыше грешному. Мы вынесли Пра вославие. Нам было страшно в гонениях, но Бог не оставил нас. Самое удивитель ное в том, что люди греха не сознают, что они, как и все мы, — временные гости на этой земле, а впереди —жизнь вечная, и Страшный Суд, которого никто не избег нет. Вот почему церковь зовет нас к сдержанности и к тому, чтобы не носить даже в мыслях своих ожесточение. Ведь начи нается с мысли: подумал, собрал банду, — пошел грабить и убивать, хотя сама логи ка жизни учит — не совершай. Всепроще ние — слово емкое, но надо верно понять его. Когда мы говорим о Прощеном Вос кресении, что в этот день надо прощать друг друга, мы имеем в виду мелкие грехи, в поступках и мыслях: прости, что я дурно подумал о тебе, прости, что обманул... И милость Господня простит нас. Прощайте близким своим! И надо, чтобы в прощении они почувствовали действи тельный порыв нашего сердца христианского отца, матери, наших близких... Это и есть чувство веры, чувство смирения, признание того, что я не имею чувства зла в сердце своем. Это трудно. Люди без веры смеются над нами. Но именно смирение побеждает зло. Не кулак, не сила, а смирение. И в этом подвиг народа русского. Смиришься, и в сердце твое снизойдет Благодать Божия. Любовью покрываются грехи наши. Устами Спасителя учит Церковь: прости! И Господь простит согрешения наши. Что еще сегодня говорит нам слово Божие в это Прощеное Воскресение? Оно вещает — где будет сердце ваше — там бу дет и сокровище ваше. Если в сердце вашем собираются все мысли, все стремле ния, все желания добра — там будет и сокровище добродетели. В добром сердце —добрые сокровища; из доброго сердца ис ходят добрые слова утешения, радости, назидания, помощи. А из злого... но об этом уже сказано выше. Да, жизнь ставит перед нами трудные вопросы, в их числе и когда прощать, а когда — не прощать. Всех случаев не пе речислишь, но руководство к этому есть. «Живи в мире с врагами, но с врагами Божьими», — поучает нас великий Свя той Иоанн Златоуст. Вот и ключ к ответу на вопрос, — кого прощать. В четырнадцатом веке Преподобный Сергий Радо нежский не рассуждал о «непротивлении злу насилием» — это «обвинение» часто бросают церкви — но смело и непреклон но Благословил князя Дмитрия Донского идти на врага Руси. И даже, вопреки традиции, послал в войско Дмитриеве своих монахов иноков-воителей Пересвета и Ослябю! Вот вам и позиция церкви!.. Вспомним здесь, как патриарх Гермоген измученный в польском застенке, сво им мощным архипастырским призывом объеденил стремление русских людей, — соединиться и освободить великую Русскую Землю от иноземного ига! Русские Святители, Святые Отцы, все православ ное священство всегда поднимало народ на борьбу с врагами России и Бога. Прояснился вопрос: кого прощать, а ко го и нет? И накануне Великого Поста церковь зовет нас, чтобы мы помирились и с радостью вошли в этот Подвиг, чтобы перед нами сияла горящая звезда Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и не было б уныния, ропота на Бога, отчаяния. Но, увы, не до каждого человека дохо дит этот любвеобильный святой призыв Матери церкви и потому снова и снова мы будем звать унывающих, колеблющихся, слабых. Идите без рассуждении, идите к Богу, чтобы получить великую силу Благодати в причащении тела и кро ви Христа Спасителя, чтобы Господь помог нам достойно и праведно совершить подвиг Поста великого. Это и напоминание о том далеком вре мени, когда наши праотцы согрешили в раю, нарушив единственную заповедь о послушании Богу, — не вкушай! Но дьявол сказал им: вкуси и будете, как Боги. Вот мы и страдаем за то, что не послуша ли слово Божие. Они однажды нарушили, а мы многотысячно, многомиллионно страдаем за грехи прародительские... Но у нас есть та радость, которой не имела вет хозаветная церковь: с нами Спаситель ми ра, у нас есть Храм Божий, у нас есть це лительная молитва, у нас есть таинство Божие, у нас есть все! И церковь зовет, — придите ко мне все страждущие, обреме ненные, и я успокою вас. И надо, чтобы в сердце нашем не было зла на мир окру жающий и особенно на наших близких, родных. Хотя порой именно родные, близкие приносят нам зло, страдания, но мы люди опытные, старшие должны сво им примером показать, как надо испол нять заповедь Божию о всепрощении, и пусть Господь наш Иисус Христос про стит нас в подвиге Поста, поддержит нас, и мы, как верные дети православия, про стим от всего сердца. Кто нас обидел сло вом, делом, помышлением. Аминь.
|