ЧТО СУД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?
В Мясопустное воскресенье за литургией читается притча Иисуса Христа о Суде, который будет вести Сын Человеческий, когда явится во славе Своей. Обычно мы называем этот Суд — Страшным. Но хотел ли Сам Иисус, чтобы мы боялись Его Суда? Кажется, данная притча (Мф 25:31-46) ясно показывает, что критерий, согласно которому все мы будем судимы Иисусом — один: наше отношение к «Его меньшим братьям». С одной стороны, эти «меньшие братья» — весь род человеческий, и в одной из притч, произнесенной по поводу «а кто мой ближний?» Иисус показал, что ближний — это тот, кто рядом, как бы он ни был при этом «далек» по социальным или религиозным представлениям. С другой стороны, Сам Иисус говорил: «Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мк 3:35). Так что в более узком смысле слова, меньшие братья Иисусовы — это Его последователи, христиане. Это добавляет к пониманию притчи еще одно измерение: правосудие Божие совершится и по отношению к тем, кто гонит и притесняет христиан. Живя в благополучном мирке, мы чаще всего просто не знаем о том, что до сих пор в мире есть страны, и их немало, где гонят и преследуют последователей Иисуса Христа. Однако вернемся к самому образу Суда. Прилагательное «страшный» по отношению к этому Суду в Писании не встречается. Это — плод понимания, или интерпретации. Не стоит сгоряча отбрасывать это слово, потому что среди множества поколений христиан, живших прежде нас, тоже были многие и многие, которые любили Иисуса, исследовали Писание и старались соблюдать заповеди. Однако попробуем посмотреть, какие коннотации в нынешнем прихожанине вызывает «страшный суд» и что можно добавить к этому описанию. Изображения Страшного Суда часто можно встретить в храмовой росписи. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную», — так заканчивает Иисус притчу, и эту сцену пытаются изобразить мастера. Но уже в древности некоторые богословы и святые отцы задавались вопросом: как можно совместить евангельское утверждение о том, что Бог есть любовь с представлением о вечности мучений? Среди тех, кто допускал возможность всеобщего спасения, — святитель Григорий Нисский и преподобный Исаак Сирин. Как частное богословское мнение этот тезис имеет право на существование, однако он упирается в вопрос о свободе человека. Если будут такие, кто захочет убежать от Бога (а мы с большой уверенностью можем предположить, что такие окажутся, но только бежать будет некуда), то разве Бог сможет изменить их желание? Можно предположить, что определение «страшный» добавлено к Суду по той причине, что этот Суд — окончательный. Апелляцию подать будет некуда. Однако для нас, христиан, этот Суд должен быть не пугающим событием будущего, которое хотелось бы отодвинуть как можно дальше, но желанной встречей с Тем, Кого мы любим и жаждем, наконец, увидеть лицом к лицу! В самом деле, когда мы рассуждаем о Суде Божием, надо держать в уме не одну только читаемую сегодня притчу (которая, как и всякая притча, раскрывает определенную грань, сторону явления, но не описывает его во всех подробностях), но и другие места из Писания, где говорится о Суде. Давайте же посмотрим, что еще говорит нам об этом Иисус Христос. В беседе с Никодимом Иисус говорит: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин 3:16-21). «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну… Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин 5:22, 24). «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин 12:48-49). Итак, с одной стороны, мы встречаем неоднократно подчеркивание того, что целью прихода в мир Сына Божия есть спасение мира, а не осуждение. Сын приходит не для того, чтобы судить, но чтобы спасти. Отец отдал Сыну весь суд, но Сын не станет судить Сам: суд уже происходит с каждым человеком на основании того, как он относится к словам Иисуса. Более того, для некоторых людей суд вообще едва ли будет заметен: они не придут на суд, поскольку уже перешли из смерти в жизнь! К этой категории должны бы относиться все христиане, в том числе и мы, если только стремимся всеми силами идти за Христом и соблюдать Божьи заповеди. Внутренний «механизм» Суда Иисус объясняет с помощью образа света, пришедшего в мир. Свет уже пришел в мир, но особенно явным это станет в тот «последний день», когда Сын Божий явится миру во славе. И сейчас, в ходе нашей жизни, совершается выбор между делами света и делами тьмы. И тогда, в тот день явления Сына Божия во славе, когда все будет освещено как будто при яркой вспышке — для всех станет явным всё: все тайные и явные дела, устремления, желания. Все ли мы с радостью ли воспримем такой свет, который обнаружит нас перед Богом, и перед всеми другими вокруг настакими, какие мы есть на самом деле, без прикрас и приуменьшений? Не станет ли для кого-то этот свет невыносимым, не захочет ли кто-то убежать от него и скрыться во тьме? Готовы ли мы уже сейчас к тому, что наша жизнь и внутренний мир станут абсолютно «прозрачны» для всех? Если нет, то уже сейчас надо с этим что-то делать, потому что потом будет поздно меняться. Кстати, именно такой образ Суда как света дает понимание необходимости исповеди в присутствии священника, точнее, свидетеля. Порой спрашивают: разве недостаточно просто покаяться наедине с Богом? Для грехов мелких, «повседневных», этого, может быть, и достаточно, но для грехов более-менее серьезных — явно мало. «Исповедуйте друг другу согрешения», — пишет апостол Иаков (Иак 5:16). Рассказать о своем грехе священнику — это значит вынести его на свет из темных закоулков своей души. А после того как вынес это на свет сегодня, не станешь бояться и когда осветит тебя будущий свет. Из образов Суда в Писании мы можем сделать следующие выводы: 1) Бог — не мелочный прокурор, желающий осудить нас или наказать непременно за каждую провинность. Все Писание показывает, как Бог действует в истории для спасения мира и человека. В Иисусе Христе полнота спасения открыта всему миру. Сын Божий пришел не для того, чтобы судить мир, но чтобы нас спасти. 2) Целью последнего («Страшного») Суда точно так же является не осуждение, а спасение людей. Как писал святитель Феофан Затворник, и на этом Суде Спаситель будет искать, не за что осудить человека, но за что его спасти. 3) Суд Божий необходимо понимать как восстановление справедливости в нашем несправедливом мире. Спасение Божие — спасение не от мира, но спасение самого мира. Всякая неправда, грех, зло и болезнь вместе со смертью будут удалены из этого мира. Мир будет восстановлен в его первозданной целостности. Это тоже входит в понятие Божия Суда. Восстановление справедливости, в частности, будет и по отношению к тем униженным, обездоленным и притесняемым людям, в том числе христианам, которых всегда было много во все периоды человеческой истории. 4) Суд Божий над нами начинается уже здесь и сейчас и продолжается всю нашу жизнь. Суд — не что-то внешнее по отношению к нам, но результат нашего внутренного самоопределения. Радует ли нас свет? Захотим ли мы, чтобы все наши дела, поступки и намерения стали явными для всех? Или будем убегать от ослепительного сияния Божией любви? (Считаю правильной богословскую мысль о том, что огонь Божией любви и адское пламя — это одно и то же Божие действие, собственно любовь, которая для кого-то оказывается невыносимой и становится источником мучения). 5) Суд Божий, неотделимый от Второго пришествия Христа, нам, христианам, нужно ждать с радостью и надеждой, как день встречи с любимым Господом и день восстановления красоты и справедливости в этом покалеченном грехами мире, а не мечтать о том, чтобы этого подольше не случилось. Нам следовало бы молиться о скорейшем пришествии Христа, а не о Его замедлении! «Ей, гряди, Господи Иисусе!» — заканчивает свою книгу автор Апокалипсиса. 6) И при всем этом все силы сегодня отдавать тому, чтобы быть верными Иисусу Христу во всем. «Самих себя, друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим», — эти привычные слова из ектении должны стать нашим действительным устремлением и исполняться в повседневной жизни. Мы не можем сомневаться в спасении в том случае, когда искренне, всей душой и сердцем желаем быть с Богом и всеми силами стараемся следовать по Пути, открытому нам в Евангелии. Дудченко Андрей, прот.
|