Быстро бежит время, казалось, совсем недавно было Прощеное воскресенье, читался канон святого Андрея Критского, и вот незаметно прошла уже большая часть поста, и мы приблизились к Страстной неделе и к Пасхе. Таково свойство земного времени: оно быстро проходит, оно стремительно бежит, оно обманчиво и скоротечно. Апостол Павел говорит, что христиане должны дорожить временем, потому что дни лукавы. Это означает, что все на земле проходит быстро и незаметно. Быстро и незаметно проходят детство, школьные годы, быстро кончается отпуск, быстро пробегают каникулы, быстро проходит лето.
Вот и жизнь человека в целом — она тоже проходит быстро и незаметно. Что вода мимотекущая, говорит святитель Тихон Задонский, то житие наше и все, в житии случающееся: был я младенец, и миновало то. Был я отрок, и то прошло. Был я юноша, и то отошло от меня. Был я муж совершенный и крепкий, минуло и это. Ныне седеют власы мои, и от старости изнемогаю; но и это проходит, и к концу приближаюсь и пойду в путь всей земли… был я здоров и болен, и снова здоров, и снова болен, и прошло все то. Был в благополучии и в неблагополучии: прошло время, и со временем все миновало. Был я в чести, но прошло то время, и честь от меня отступила. Люди меня почитали и поклонялись: минуло это время и не вижу того. Был я весел, был и печален, радовался я и плакал… хвалили меня и славили люди, хулили и поносили: прошло время, прошло и все сие — миновала хвала и хула, слава и бесславие… ибо таков есть сей мир… таково и житие наше в мире…
Почему же так быстро бежит время земной жизни? Ответ простой: потому что Бог сотворил человека не для этого мира, а для другого, не для времени, а для вечности. Наша Родина не здесь, а в другом месте. На земле мы живем лишь короткое время, как бы в командировке, постоянным же местом жительства для нас является вечность. На земле мы только странники и пришельцы, которых река времени несет к океану вечности, к тому небесному пристанищу, для которого и был сотворен человек Богом. Потому и бежит для нас быстро земное время — ибо мы являемся гражданами вечности, подданными другого государства, другой, неземной страны.
Вот и этот пост пролетел как обычно быстро и незаметно… Жизнь христианина подобна Великому посту — она есть время борьбы, испытаний и трудов. Но как после Великого поста неминуемо бывает Пасха, так и в конце жизненного пути христиан, — тех, кто потрудился для Бога, — неминуемо бывает воскресение в жизнь вечную. Апостолам Христос говорит в Евангелии: «Вы пребыли со Мной в напастях Моих, и я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем…»
Вот и всем тем, кто соблюдает посты, несет труды домашней и храмовой молитвы, вообще, кто подъял на себя крест церковной жизни, Господь скажет эти слова: «Вы пребыли со Мною в напастях Моих…» — то есть разделили со Мною скорби и труды, подражали Мне в этих трудах, и Я, как и апостолам, последовавшим за Мною, даю вам Мое вечное Царство.
Малая скорбь ради Бога, по словам преподобного Исаака Сирского, лучше великого дела, совершаемого без скорби. Соблюдение постов, присутствие на службах в храме — как будто и не очень великое дело, но тем не менее это есть тот малый труд, та малая скорбь, которую мы несем ради Христа. И если мы несем эти простые труды с верой и смирением, то Он примет их как драгоценный дар, как свидетельство нашей любви и верности Ему, подобно тому, как принял две лепты бедной вдовицы. Аминь.