24/02/2011 11:53:17 В славном городе Переславле от доброго корня произросла добрая ветвь: от славных и богатых родителей, занимающихся торговлей, родился чудный святой отрок Димитрий, вскормленный нетленным молоком Божественного Писания, усердный подражатель святому отцу нашему Иоанну Златоустому. Не слушая пустых слов, не играя с детьми, не ища почестей и высокого сана, юный отрок читал святые книги, с детства Бога возлюбив, и Бог возлюбил его.
Во всем повинуясь родителям своим по закону Божию, он пренебрегал лишь торговлей, которую вел отец, ибо привычно богатому искать тленное, земное богатство. Он же одного лишь Бога искал. Видя суету сего мира и скоропреходящее, соблазнительное, тленное земное житие, вспоминал он слова Христа в святом Евангелии:
"Если кто оставит отца и мать, жену и детей, братьев и сестер, домы и свое богатство имени Моего ради, — во сто крат получит и унаследует жизнь вечную” (Мф. 19, 29). И еще говорил Господь: "Если не отрешишься всего, что имеешь, — не можешь быть Моим учеником” (Лк. 14, 33), — и иные слова, подобные этим, находящиеся в Святом Писании.
С юных лет сему отроку предначертано было идти тесным и скорбным путем, взять крест Господень на плечи свои, понести благое иго и легкий ярем, и обрести покой душе своей. Отвергнув все красоты мира сего, ибо они — прах и тлен, не оглядываясь назад, он оставил их и тем самым достиг Царствия Божия.
О пострижении святого
По своей воле пришел Димитрий в Переславский монастырь Святой Богородицы, именуемый Горицким, и принял в нем постриг, постригая не только власы главы своей, но отринув от себя и всю суету, соблазны, пристрастия и преходящие радости, лишь к единому Христу устремляясь и Его стопам следуя. Отметая свою волю, служил он монастырской братии с послушанием и смирением, пребывая в молитве день и ночь. И стал сей святой столь чудным постником, что многие дивились его терпению, смиренномудрию и простоте. За многие его добродетели сподобил его Бог принять сан священства. Димитрий же подобно преданному слуге, получившему от господина своего деньги и вернувшему их с большой прибылью, принял великий дар от Господа, приумножил его и стал подобен крепости на вершине горы, видимой всем издалека. Тотчас после этого задумал преподобный основать в Переславле новый общежительный монастырь на месте, называемом "на Болоте” у озера, и поставил церковь во имя святого Николая чудотворца, не только освящая отечество свое устроением сей обители, но и сам являя собой образ Христов, с любовию поучая всех добродетельному житию.
Многих же монахов и мирян, жаждущих Царствия Небесного и пришедших к нему с желанием спастись, преподобный оставлял в монастыре и постригал в монашество, принимая их с любовию подобно отцу чадолюбивому. Братия обители отвечала ему тем же, повинуясь блаженному, как ангелу Божию.
Случалось преподобному быть собеседником дивному в чудесах и великому всея Руси светильнику — преподобному Сергию чудотворцу, пасущему свое стадо духовное. Димитрий приходил к нему в монастырь святой Живоначальной Троицы, где они с любовию подавали друг другу благословение и духовное поучение — слуги единого Господа во Святом Духе. Возвращаясь в свою обитель, блаженный долго обдумывал сказанное о себе и о пасомом им стаде.
Говорят, что долгое время среди людей, видевших его в миру, ходили рассказы, будто преподобный Димитрий был очень красив лицом, словно древний Иосиф Прекрасный, сын Иакова из праведного рода Авраамова. Подобно Иосифу, блаженному Димитрию была дарована не только телесная, но и духовная красота и чистота, и Божия благодать всегда почивала на нем. Именно поэтому святой избрал еще более суровое, постническое житие, плотскую красоту свою и суетные помыслы о ней иссушая и умерщвляя. Но чем более он усугублял воздержание, труд и молитву, тем более просветлялось его лицо, расцветая от сугубого поста.
Был у блаженного обычай не только в келье и церкви, но и вне их всегда прикрывать лицо свое куколем по обычаю иноческому, почти не беседуя с мирскими, и никогда — с женщинами, кроме тех, кому это было духовно необходимо. И все люди дивились святому — как красотой телесной пренебрег он Бога ради, предпочтя ей пост, терпение, молитву и труд.
Чудо о расслабленной жене
Обитель святого была расположена недалеко от города и обычно во время службы миряне — мужчины, женщины и дети — приходили в церковь на молитву. Приходила в монастырь на молитву и жена некоего известного в городе мужа, но никогда не могла увидеть лица преподобного, так как, мы помним, блаженный скрывал его. Жена же, слышавшая рассказы о его прежней красоте и целомудрии, стала искать возможности увидеть его и однажды разыскала святого в келье, когда он готовился к Божественной службе. Блаженный же, видя бесстыжую, сильно опечалился. Но лишь только ослепил ее свет от ангельского лица святого, просветленного постом, тотчас напал на жену некий ужас и она расслабела всем телом, не понимая, зачем хотела его видеть. Еле живую привели ее братия к дверям кельи святого и умоляли преподобного простить невежественную, искусившую Святого Духа, почивающего на Его избранниках. Смиренномудрый же и незлобивый Божий человек, видя ее, кающуюся со слезами о грехах своих, вышел и спросил: "Зачем хотела видеть грешное и мертвое мое тело, отвергшееся мира?” И наставил ее в добродетели, поучая по слову апостола, что в церковь приходят не тело тленное украшать, но душу просвещать молитвою, милостынею и всяческим воздержанием, храня молчание и имея стыд. И осенил ее крестным знамением, благословил и дал ей прощение. Жена же тотчас выздоровела, встала и пошла в дом свой, со страхом и радостию славя Бога и преподобного чудотворца, укоряя себя во всем случившемся. Об этом чуде все слышали и радовались, славя Бога, давшего миру такого святого — врача болящим. Слава о нем достигла не только Переславля, но и самого правящего Русским царством достохвального и в победах предивного, соименного преподобному, благоверного и христолюбивого князя Димитрия, одержавшего молитвами всех русских святых великую победу за Доном над нечестивыми татарами за православную веру и святые церкви. И тот, услышав о преподобном Димитрии, с радостию призвал его к себе, чтобы испросить благословения своему дому, и почитал его так же, как другого столпа Руси — великого Сергия. Упросив Димитрия крестить одного из своих сыновей, великий князь, как и подобает, почтил святого царскими дарами и большие почести воздал ему.
Но блаженный, видя себя в великой славе, людьми преумножаемой, еще более Бога возлюбил, сочтя все сие за тщету и не желая суеты тленного света. Об этом Господь в Евангелии говорит: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное; блаженны смиряющиеся, ибо те будут наречены сынами Божиими” (Мф. 5, 3-9). От такого славословия и восхваления бежал святой, как птица от сети, как серна от силков, и, оставив свою родину, ушел из Переславля, взяв с собой лишь одного ученика — Пахомия, преданного ему во всем и подобного ему в смиренной его жизни, который много рассказал нам о житии и чудесах преподобного, следуя ему в добродетелях. Свято, терпеливо, просто и твердо проходил он жизнь свою и был настоятелем обители по преставлении блаженного Димитрия.
Но возвратимся к прежнему. Когда святой ушел из своего монастыря, он направился на север, в сторону Холодного моря, где ему хотелось в безмолвии угодить Богу. Пройдя непроходимые леса и дебри, прилегающие к граду Вологде, он решил остановиться в этих малолюдных местах. Как Господу угодно — так и будет, кого где пожелает спасти — там и спасет.
Учитель и ученик нашли место в устье реки Лежи и поставили здесь церковь во имя святого Воскресения Христова. Диавол же, ненавидящий род человеческий, подстрекал неблагодарных людей из ближнего селения Авнеги возроптать на святого. И говорили они: "Отче, неугодно и тебе и нам твое пребывание здесь...” Про себя же размышляли: "Если великий старец близ нас поселится, то овладеет и нами и селами нашими...” Услышав эти слова, исполненные ненависти, ничего не стал говорить святой, но уклонился от злобы их, всегда творя лишь добро. И как некогда ушел, отказавшись от богатств земных, так и ныне удалился от тех, кто не пожелал благословения этим местам, и тем самым одолел лукавого и коварного диавола. |