Когда наступают посты, одни из нетерпеливых предаются унынию, ходят повесив голову и как будто бы они что потеряли; другие же еще хуже делают, ропща на установле-ние постов, говоря, что вот они совсем изнемогли от поста, ничего не могут делать и близки к тому, чтобы заболеть.
Чем образумить таковых? Чем спасти от уныния? Что посоветовать им? Посоветуем им вот что: чтобы ободрить себя в дни постов и чтобы получить силы к достойному прохождению их, пусть нетерпеливые чаще обращаются у жизни истинных постников и у них учатся тому, как проводить посты. И это, нам кажется, для нетерпеливых будет самое лучшее.
Вот, например, пред нами преподобный Печерский чудотворец Прохор. Он, сказано, "даде себе в воздержание великое". В чем же состояло это воздержание? Прохор лишил себя обыкновенного хлеба, собирал траву-лебеду и, протирая ее своими руками, делал из нее хлеб и тем питался. В летнее время он заготовлял такого хлеба на весь год и, когда снова наступало лето, делал то же для следующего года, так что он совершенно не нуждался в хлебе и потому получил прозвище "Лебедника". Кроме просфоры, он ничего не вкушал, никогда не ел даже овощей, но только лебеду, и не пил ничего иного, кроме воды. Святой на деле исполнил слово Господне: Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их (Мф. 6,26). Подобно птицам, блаженный Прохор приходил на то место, где росла лебеда, и оттуда приносил ее в монастырь на плечах, как бы на крыльях. Так питался он, как птица небесная, несеянной пищей с непахотной земли.
Нечто подобное находим и в житии преподобного Серафима. В его пустынножительстве была самая строгая умеренность в пище. С этой целью он и просил у настоятеля благословения питаться одним картофелем и зеленью. И действительно, он в продолжение двенадцати лет питался только картофелем, луком и травой-снытью. А месяцев за семь до своей кончины, в разговоре с одной доверенной особой, он открыл ей о себе, что почти три года единственной пищей была ему сныть, которую он варил в горшке, летом свежую, а зимой сушеную. Поистине воздержание и суровая жизнь его были так велики, что некоторые из братии, желавшие жить вместе с ним, не могли вынести тяжести пустынной жизни, почему и возвращались в монастырь (Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца).
Видите, какого воздержания держались иные святые подвижники и как подчиняли плоть духу? Собственно говоря, даже хлеба не вкушали и питались тем, на что мы не стали бы и смотреть. Вот у них и учитесь и подражайте им. Тогда и для вас иго поста будет благо и бремя его легко.
Ведь отчего для святых был так легок пост? Оттого ли только, что они привыкли к нему? Нет. А оттого, что они кроме поста, всегда были с Богом и в Боге и потому и Бог был с ними, и невозможное для других для них становилось возможным. Вся могу и укрепляющем мя Христе, говорил Апостол (Флп. 4,13).
Учитесь же у святых, и тогда, повторяем, и для вас пост станет легким. Почему? Да потому, что жизнь святых покажет вам, что пост дает нам не одни ничтожные лишения, но приносит и великие блага; от святых вы узнаете, что пост умерщвляет страсти, укрощает восстание плоти, обуздывает язык и удерживает его от празднословия, отгоняет греховные помыслы, возносит к Богу, располагает душу к молитве, смягчает ожесточение сердца, рождает умиленное стенание о грехах, открывает путь к покаянию и примирению с Богом.
Учитесь же и посту, и всем другим христианским добродетелям у святых, и благо вам будет. Аминь. |