Завтра Крещенский сочельник На празднование Крещения Господня традиционно приходит столько людей, что в церкви все не помещаются – стоят во дворе и даже за воротами. Ещё больше людей подходит во время крестного хода на реку.
Иоанн Креститель проводил крещение как духовно очищающее действие. И когда к нему пришел Иисус Христос, чтобы Иоанн окрестил его, то Предтеча сказал, что это ему нужно креститься от Иисуса.
Второе название праздника, Богоявление, определилось оттого, что в этот день Господь явил миру Себя в трех ипостасях Своего Божества: Бог Отец, который гласом с неба засвидетельствовал Иисуса Христа, Бога Сына Своего, крестившегося в Иордане, и Бога Духа Святого, в виде голубя нисшедшего на Иисуса.
В праздник Крещения Господня совершается всенощное бдение, состоящее из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. Великое повечерие 18 января - Крещенский сочельник
Накануне праздника Богоявления отмечается Крещенский сочельник – Навечерие Богоявления.
Навечерие – значит преддверие торжества, которое наступит в следующий день. А сочельником оно называется потому, что накануне Крещения постятся до первой звезды, так же как и в Рождественский сочельник. Только вот последующая вечерняя трапеза должна быть более скромной, чем в канун Рождества. Её так и называют – «голодная кутья».
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
Утро Крещенского сочельника в церкви начинается совершением литургии Василия Великого, с чтением пророчества о первом Пришествии на Землю Иисуса Христа.
После литургии начинается великое водоосвящение – торжественный обряд, происходящий в храмах, на реках или других водоемах.
Перед вечерней трапезой необходимо провести хорошую уборку дома, вымести из всех углов грязь, готовясь к празднику.
Канун праздника Богоявление издавна считается временем особого разгула нечистой силы, а это значит, что самое время идти в церковь, брать освященную воду, окроплять ею жилые помещения, людей и домашних животных.
Водоосвящение проникнуто воспоминанием давнего евангельского события, ставшего не просто первообразом омовения грехов, но также истинным и действительным освящением самой воды от погружения в неё самого Бога во плоти. Эта вода называется крещенской водой – Агиасмой (по-гречески Святыней).
Освящением воде возвращается первобытная святость и чистота, силою молитвы и слова Божия низводится на неё Господне благословение и благодать Пресвятого и Животворящего Духа.
Совершается Великое водоосвящение дважды – в Крещенский сочельник, и в сам день Богоявления, и при этом употребляется один и тот же чин великого Иорданского водосвятия.
Если Крещенский сочельник выпадает на субботний или воскресный день, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни, после ектиний: «Исполним вечернюю молитву нашу…».
А если Крещенский сочельник выпадает на какой-либо другой день недели, то водоосвящение совершается на литургии, как и в день Богоявления, после заамвонной молитвы.
На Богоявление на Руси принято вырубать на реках большие крестообразные проруби, называющиеся «иорданями» - от реки Иордан. В верхней части «иордани» строят ледяные скульптуры в виде христианских символов (креста, голубя и др.).
Великое освящение воды происходит троекратным погружением в неё Креста Животворящего, крестным знамением, благословением, а также молитвами и песнопениями, более сложными и сильными, чем при малом освящении воды, которое совершается на молебнах.
В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
В доме каждого православного христианина должна быть эта святыня – крещенская вода. Место её – возле икон в святом углу. В болезнях и немощах это будет первый помощник.
Крещенская вода известна как лучшее лекарство от душевных или телесных недугов. Она гасит пламя страстей и отгоняет злых духов.
Да и освящается она для того, чтобы можно было использовать её для дальнейшего освящения человеком своей души, тела, продуктов, жилища или даже вещей. Правда, равнозначным освящению, совершенному священником, это всё же не будет.
Ею можно умывать больного, кропить его постель.
Принимать крещенскую воду нужно только натощак, как и Святое Причастие, в небольших количествах – ведь она на весь год.
Необыкновенные свойства крещенской воды позволяют её добавлять в небольшом количестве к обычной воде, которой она передаст свои благодатные свойства. Ведь капля святыне освящает море, так что при нехватке святой воды, разбавьте её простой водой.
Не нужно ставить святую воду в холодильник, она не портится. Богоявленская святая вода остается нетленной в течение многих лет, не теряя своей благодатной силы, при условии, что к ней относились по-христиански достойно. Только зачем застаивать святую воду – это не талисман, и лучше каждый день натощак понемногу принимать её.
Огромные запасы крещенской воды набирать не стоит – её можно взять в церкви в любой день в течение года.
|