ДУХОВНЫЙ  ЛЕКАРЬ
  
Меню сайта
Категории раздела
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Block title
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Апрель » 6 » За что оставляет благодать
00:44
За что оставляет благодать

За что оставляет благодать

Пришлось мне однажды беседовать с одним монастырским игуменом. Он жаловался, что приходят в монастырь многие, хотят вести монашескую жизнь, но долго не выдерживают, срываются. Года через три-четыре, а иногда и раньше, начинаются «искушения», начинается бегство из монастыря тайное или явное, выходят в мир и последствия бывают самые плачевные… Какая причина этому?

К сожалению такие бедственные срывы случаются не только с монастырскими. Сколько приходилось общаться с современными верующими, одна из причин срыва – отсутствие у современного человека чёткого представления о пути спасения, каким образом оно израбатывается Промыслом Божиим с одной стороны, и нашей деятельной верой, покаянием, исправлением и смирением – с другой. 
Если рассмотреть всё по порядку, то можно заметить следующие периоды в нашей духовной жизни:
1-й период: Обращение к вере. Оно бывает у каждого своё. Господь вразумляет каждого по-своему – Он Сам видит, кому что нужно, то и подаёт.
После этого у человека, конечно, возгорается сильная горячность, покаяние, усердие к добрым делам, решимость на Богоугодную жизнь. Идет период обращения и первой ревности (которая у каждого бывает своя, со своими особенностями). В этот период человеку всё даётся легко и просто: и добродетели он совершает, и подвиги совершает, и плач у него может быть покаянный, и молитва усердная и т.д. Каждое его прошение исполняется очень быстро. Ещё не успевает высказываться желание, как Господь исполняет, и даже предваряет, чтобы человек почувствовал, что Господь его ведёт, промышляет и спасает. В этом периоде он вкушает, как сказано в Писании, «яко благ Господь».
2-й период: После первой ревности наступает второй период, в котором человек начинает «засматриваться на себя», начинает оценивать своё состояние (внутреннее и внешнее), сравнивать его с другими, превозноситься и надмеваться. И вскоре начинается уже постепенное духовное охлаждение. Человек, видя недостатки других, и видя в себе как бы превосходство, начинает осуждать, уничижать (потом иногда укорять) ближних. Если он сначала не замечал даров, полученных от Бога, то теперь начинает наблюдать их, сравнивать с другими, очень часто, к сожалению, надмеваться. В этом периоде будет появляться мнение, что он – избранник, или что он – великий, или что будет святым человеком. И когда он такие мысли возымеет, благодать ещё больше устраняется и человек начинает падать. Начинаются грешки: сначала незначительные, потом больше, потом ещё больше. Диавол искушает его разными помыслами, мечтаниями; показывает ему его (как бы) «величие», «преуспеяние» и т.д. Если он этим увлечётся, благодать ещё более отступает, и человек катится по наклонной. Если прибегнет к искреннему, глубокому покаянию – это прекращается. Но если начинает мнить о себе, что он все-таки «особый избранник», тогда ещё более падает и начинается период тяжелого греховного омрачения.
3-й период: В этом периоде каждый грешит по-своему. Обычно возвращаются или к прежним страстям, или прельщаются новыми. Наступает тогда для человека весьма бедственное положение – он думал, что уже как бы идёт по пути спасения, а тут вдруг обнаруживается, что снова оказался на пути погибели... 
И благо, если кто поймет причину – что это Господь его учит смиряться, никого не осуждать, никого не укорять, никого не презирать, только видеть свои грехи, каяться в них и сострадать согрешающим ближним. Если кто опомнится, тогда обращается к покаянию. Но, к сожалению, спасительное прозрение приходит нескоро. Многие длительное время копошатся в этой грязи. Некоторые даже перестают ходить в церковь, а монастырские обычно начинают метаться, искать «прозорливых». Ищут только прозорливых, потому что считают, что «обычный духовник и сам ничего не понимает, а тем более в моем положении – у меня ведь особый случай, только прозорливый может дать правильный ответ и полезный совет».
В этот период греховного омрачения человеку кажется, что вина и причина его бедственного состояния зависит от окружающих людей и внешних обстоятельств. Зачастую очень аргументировано и убедительно обвиняются наместник, духовник, монастырские беспорядки, «послушание не по мне», туристы, соблазны и т.д., и т.п. И потом только, так, между прочим, сквозь зубы, как бы невзначай: «Ну, я, конечно, и себя хвалить не буду…»
С таким расположением духа и пониманием всего происходящего не раз придется принимать вразумление «неисправной кошки»,  пока не смирится, пока не поймёт, что самый лютый враг для человека – это он сам (по слову преподобного Марка Подвижника). И любящим Бога, т.е. исполняющим Его заповеди, всё поспешествует во благо, а не во вред.
4-й период: Это – период переоценки ценностей. Человек начинает видеть себя, каков он есть, что он – грешник до глубины костей, что он – грехолюбив сый (а не Боголюбив); осуждает, укоряет себя, видит все свои страсти и перестаёт уничижать ближних. Приходит как бы вторичное покаяние. 
В прежние времена я думал, что если человека коснулась благодать, то, следовательно, бес уже к нему не имеет доступа; искушения его как бы не касаются – он уже не побеждается ни гневом, ни гордостью, ни похотью, ни прочими своими страстями. А, оказывается, не так. Если человек только возомнил о себе немножко, то благодать отступает. Осудил кого-то, надмился, уничижил, не похранился, преступил внушения совести и Ангела-Хранителя – всё: благодать устраняется и человек падает. А падает – смущается. Смущается – не знает, как выйти из этого положения. «Почему это со мной произошло?!» Раз, два, три… «Ага, значит, я здесь не спасаюсь!» Следовательно: «Надо где-то другое место искать!» Оставляет свой путь спасения и чего-то ищет. И если ему никто не объяснит суть происходящего, то он ищет «того – не знаю чего», переходя с места на место и нигде не находя себе покоя… 
Для пользы таковых расскажу об одном полезном уроке, который дал нам в своё время дедушка Фёдор – старец, живший в наших местах. Это был тихий, кроткий, смиренный подвижник. Многому у него можно было поучиться. Само его житие, поведение являлось примером. Нам привелось общаться с ним с 1974-го по 81-ый год, пока дедушка не состарился и не уехал из пустыни в Псково-Печерский монастырь к своему духовному отцу схиигумену Савве. Там, приняв схиму с именем Николай, он в скором времени отошёл ко Господу. 
Дедушка имел редкий дар молитвенных слёз. В церкви от сильного плача под ним была лужа. Речь его была медленная, с большими паузами. Однажды он рассказал нам следующую притчу: «Вот, значит, это получается так… когда курица сидит на яичках… и не слазит с них, а сидит и сидит, сидит и сидит… то получаются цыплята… А когда она посидит, а потом слезет и бегает, и бегает… потом посидит немножко и опять бегает… то получаются бол-ту-ны… Они вонючие-вонючие!»
Этот пример научил нас очень многому: если будем сидеть на одном месте, то получатся «цыплята», а если будем бегать, то получатся вонючие болтуны.
Ко всему сказанному можно дополнить, что если самолюбивый и сластолюбивый человек во время прохождения вышеописанных периодов не обращается к смирению и глубокому самоукорению, но ждёт утешений – просто жаждет их, – то, не обретая желаемого, снова возвращается на свои прежние греховные привычки и греховные страсти, потому что уже как бы одержим болезнью совремённой молодежи: «Мне-мне-мне!.. Ещё-ещё-ещё!... Побольше Наслаждений и Утешений в духовной жизни!» А не получая их, начинает искать телесные утешения, потому что без утешений ему – жизнь не в жизнь. 
Но мы забываем, что Христос – это Любовь Страдающая, а не любовь наслаждающаяся. В духовной жизни нужно прежде пострадать и злострадать, терпеть, смириться, сокрушиться, повергнуть себя, как тряпку, под ноги ближним. Для современного человека это очень непросто. Однако, наше дело предначать свободной волей, и потом Господь подаст в помощь Благодать. А кто ищет себе только утешений, таких сатана прельщает очень быстро, и последствия бывают  весьма-таки бедственные. 
Конечно, и в этом положении есть покаяние. Мы своему Господу стоим или падаем, и силен Бог восставить, так что не нужно отчаиваться ни в каком положении: если продолжается жизнь, значит продолжается и возможность покаяния. Господь видит способность человека к исправлению и держит его в этой жизни, потому что в какую бы яму кто не попал, если смирится и покается – Господь принимает. 
 
Монах Константин «Из бесед с кавказским пустынником»
 

Просмотров: 688 | Добавил: jnp49 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title
ВЕЛИКИЙ КАНОН [4]
Поиск
Архив записей

Анимации и Картинки
© ПСАЛТИРЬ ПОСЛУШАТЬ 20 КАФИЗМтелевизионный канал и круглосуточное радио