ДУХОВНЫЙ  ЛЕКАРЬ
  
Меню сайта
Категории раздела
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Block title
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика
Форма входа
Главная » 2012 » Август » 16 » Успенский Пост
10:03
Успенский Пост
Успенский Пост

Успенский пост - краткий, но соблюдается так же строго, как и Великий пост. Церковь предписывает воздержание от употребления рыбы. Послабления в рационе допускаются по субботам и воскресениям (растительное масло для тех, кто постится без него, и вино), а также в праздник Преображения Господня (6/19 августа), когда можно есть рыбу, растительное масло и пить вино. Во вторник и четверг едят без масла; в понедельник, среду и пятницу - сухоядение. Успенскому посту предшествует заговенье. Но - главное, как и в Великий пост, духовная сосредоточенность: нельзя предаваться шумным развлечениям, петь, нельзя ссориться: это считается безнравственным.


Начало поста - 1/14 августа - отмечают как день Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Это первый осенний праздник, в народе его называют 'Первый Спас', или 'Медовый Спас', потому что он считается медовым разговеньем. В тех губерниях, где местные условия позволяли разводить пчел, к этому дню пекли пироги с медом, повсеместно освящали медовые соты, пчеловоды святили собранный мед в храмах. День Преображения Господня (6/19 августа), приходится на пост и называется 'Вторым', или 'Яблочным, Спасом', потому что в храме освящают яблоки. В народе его еще называли 'Спас на горе'. Считалось грехом есть до этого дня яблоки нового урожая.

Несмотря на то что Успенский пост - строгий, он издавна считался на Руси самым приятным и легким. Оттого сложилась поговорка: 'Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка'. Ласковое название Спасовка Успенский пост получил за то, что он связуется тремя радостными праздниками - Спасами, в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа: первый и третий приходятся на начало и конец поста, а второй - на середину.

28 августа празднуется Успение Божией Матери. В день Успения завершатся Успенский пост. Если праздник не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясом, в ином случае - рыбой. Мясо же начинают есть со следующего дня - праздника Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь, или третьего Спаса. В третий Спас было принято освящать орехи, а в некоторых местах - хлеб.

Церковным уставом в эти дни строгость в трапезе предписывается такая же, как и в Великий пост:

  • в понедельники, среды и пятницы — сухоядение;
  • по вторникам и четвергам — варёная пища без масла;
  • по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино;
  • в Преображение Господне (19 августа) и Успение Божией Матери (28 августа) можно употреблять рыбу, растительное масло и вино.

Но несмотря на такие строгости, Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким:

  • основу постного стола составляют молодой картофель с созревающими в эту пору овощами и, конечно же, грибы;
  • первый день Успенского поста называется 'Медовым Спасом', т. к. в этом день пасечники начинают качать мёд и освящать
  • 19 августа Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господня, который в России получил название 'Яблочный Спас'. С этого дня постное меню можно было разнообразить созревшими яблоками;
  • в день завершения Успенского поста, 28 августа, празднуется Успение Божией Матери. Если праздник не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясом, в ином случае разрешается употребление рыбы.

 

Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Человек дорог у Господа, весь мир ему покорен; Сам Сын Божий сошел с небес на землю для спасения его от вечных мучений, для примирения его с Богом. Всякие плоды, разные плоти животных отданы ему в снедь, разные пития даны ему для услаждения его вкуса, — но не для пристрастия, не в единственное наслаждение. У христианина есть наслаждения великие, духовные, божественные; этим-то наслаждениям надо подчинять всегда плотские, умерять или совсем прекращать их, когда они препятствуют наслаждениям духовным. Значит, не для опечаливания человека запрещаются пища и питие, не для стеснения его свободы, как говорят в свете, а для того, чтобы доставить ему истинное услаждение, прочное, вечное, и потому именно и запрещаются скоромные снеди и винные напитки (в пост), что человек-то очень дорог у Бога и дабы вместо Бога не прилепилось сердце его к тленному, которое его недостойно. А поврежденный грехами человек удобно прилепляется к земным удовольствиям, забывая, что истинное наслаждение его, истинная его жизнь есть Бог вечный, а не приятное раздражение плоти.


Просмотров: 1144 | Добавил: jnp49 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title
ВЕЛИКИЙ КАНОН [4]
Поиск
Архив записей

Анимации и Картинки
© ПСАЛТИРЬ ПОСЛУШАТЬ 20 КАФИЗМтелевизионный канал и круглосуточное радио