Сегодня православные отмечают третий день Масленицы - "лакомку".
В этот день хозяйки действуют по поговорке: "Что есть в печи - все на стол мечи". На первом месте из всех лакомств, конечно же, блины. На "лакомку" тещи приглашали зятьев на блины, а для забавы зятьев созывали всех родных.
В этот день зятья приходили к тещам на блины, при их большом количестве прокормить всех было нелегким делом.
Раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять. Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался.
Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!" Бывало, что в этот день в деревнях устраивались девичьи съезды: молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни.
А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.
Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет". Кроме зятя теща приглашала и других гостей.
Интересно, что над парнями, которым в этом году не повезло и они не успели жениться, вся деревня подшучивала, придумывала разного рода "наказания", от которых молодые парни откупались угощениями - блинами и конфетами.
Повсюду на Масленицу появлялись театры и многочисленные торговые палатки, в которых продавались горячие сбитни, каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, далеко не отходя от палаток, прямо под открытым небом, можно было из кипящего самовара выпить горячего чаю.
Считалось, что в Масленицу, а особенно на "лакомку", нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".
Но самым главным событием этого дня был всё-таки визит зятя - "к тёще на блины".