ДУХОВНЫЙ  ЛЕКАРЬ
  
Меню сайта
Категории раздела
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Block title
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Май » 13 » Святой священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский
20:27
Святой священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский
Святой священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский

Он был епископом Антиохии – митрополии Сирии – величайшем после Рима городе империи, большей частью населенной жителями, говорившими на греческом языке. Здесь уверовавшие в Евангелие из язычников впервые стали называться христианами (Деян. 11; 26). 
Кто был наставником Игнатия в вере христианской, об этом древние писатели говорят неодинаково. Златоуст говорит, что он воспитывался под руководством апостолов, и называет святого Игнатия вообще «общником апостолов и в речах, и в том, что неизреченно». О том, кем он был поставлен на Антиохийскую кафедру, тоже существуют разные сведения. Святой Игнатий управлял Антиохийской Церковью сорок лет. По словам Златоуста, он был образцом добродетели и явил в лице своем все достоинства епископа. Церковный историк Сократ передает, что Игнатий способствовал устройству Богослужения учреждением антифонного пения. Он пережил гонения Домициана, в котором «кормилом молитв и поста, неутомимостью в учении, ревностию духа противодействовал волнению, чтобы не потонул кто-либо из малодушных или неопытных» (Acta Mar., 1). 

2. Последние дни. 





Путь Игнатия Богоносца из Сирии в Рим

О последних днях жизни святого Игнатия и о его мученической кончине нам известно из «Мученических актов о святом Игнатии», написанных очевидцами. Они были спутниками святого Игнатия, сопровождавшими его из Антиохии в Рим и бывшими свидетелями его последнего подвига. По общему мнению, это были диаконы Филон и Агафопот, о которых св.Игнатий упоминает в Посланиях к Смирнянам и Филадельфийцам. 
Мученическая кончина св.Игнатия последовала в царствование императора Траяна. После того, как он одержал блестящие победы над скафами, даками идругими народами, Траян решился начать гонение на Церковь. Распространение христианской веры очень беспокоило его, и он в девятый год своего царствования (106 г. по Р.Х.) издает указ, чтобы все христиане приносили жертвы идолам вместе с язычниками. Нарушителям грозила смерть. Между тем, отправившись с войсками в поход против армян и парфян, Траян (в 107 г. по Р.Х.) прибыл в Антиохию. Св.Игнатий «добровольно явился к императору, чтобы, если возможно, отклонить его от гонения на христиан или умереть мучеником за имя Христово». Он засвидетельствовал перед императором свою веру и в ответ услышал приговор: отвести Игнатия в оковах в Рим под воинскою стражею и там предать на съедение зверям для забавы народа. 
Так начался крестный путь св.Игнатия – путь терпения и путь торжества и славы христианской веры и ее исповедника. 
Его сопровождали десять воинов, которых он за жестокое обращение называл леопардами (Посл. к Римлянам, гл. 5). В Селевкии (недалеко от Антиохии) Игнатий сел на корабль и после долгого и опасного плавания прибыл сначала в Филадельфию, а затем в Смирну. Здесь, пользуясь относительной свободой, которую предоставлял узникам римский закон, он увиделся с Смирнским епископом Поликарпом ( + 167 ), учеником апостола Иоанна Богослова. Здесь же его ожидали и посланники Малоазийских церквей, который, желая выразить к нему свою любовь и уважение, прислали дары и приветствия через своих епископов, пресвитеров и диаконов. Так, Ефес отправил навстречу с Игнатием своего епископа Онисима, диакона Вурра и трех других братьев; Магнезия – епископа Дамаса, двух священников - Васса и Аполлония - и одного диакона Сотиона; Траллийцы – епископа Поливна. «В благодарность за оказанную ему любовь и для засвидетельствования истинного учения, которое он готовился запечатлеть кровью», св.Игнатий пишет отсюда послание приветствовавшим его Церквам – Ефесской, Магнезийской и Траллийской. Здесь же в Смирне он написал самое замечательное свое послание «Чистой и первенствующей в любви» Церкви Римской «Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом христовым» (Посл. к Римлянам, гл. 4) – пишет св.Игнатий. Послание написано 24 августа 107 г. и отправлено с некоторыми из ефесских христиан, сопровождавших Игнатия. Они отправились в Рим кратким путем. Затем он продолжает свой путь до Троады. Здесь св.Игнатий получил радостную весть, что гонение в Антиохи утихло и Церкви возвращен мир. Отсюда прежде чем сесть на корабль, отплывающий в Неаполь (совр. Кавала в Македонии), он пишет еще три своих послания к христианам Филадельфии, Смирны и к епископу Поликарпу с просьбой отправить посланников в город, где он был епископом и о котором постоянно помнил, - дабы поздравить свою паству с обретением мира. Итак, из Троады св.Игнатий отплыл в Неаполь и потом в Филиппы. Прошедши Македонию и Эпир, он в Епидамне (или Диррахиуме) опять сел на корабль и через Адриатическое и Тиррейское море отплыл в Италию, не останавливаясь во встречавшихся на пути городах. Когда св.Игнатий увидел издали Путеолы, он хотел сойти здесь на землю, чтобы прийти в Рим тем же путем, которым шел апостол Павел. Но сильный ветер не допустил корабль до берега, и Игнатий в одни сутки прибыл в Порто (Portus Romanus). Воины спешили в Ром, чтобы поспеть к публичным зрелищам. Это были т.н. Сатурналии(Saturnalia), продолжением и заключением которых служили Sigillaria – они продолжались семь дней, начиная с 17 декабря. Св.Игнатия встретили римские христиане, полные радости и одновременно великой скорби. Некоторые надеялись уговорить народ, чтобы он отказался от кровавого зрелища – смерти праведного мужа. Но Игнатий умолял из любви к нему не делать этого и преклонивши колена вместе с присутствовавшими братьями молился о Церкви, о прекращении гонения и о сохранении взаимной любви между христианами. Немедленно он был отведен в Рим в амфитеатр, так как зрелища должны были скоро окончиться. 





Мученическая кончина Игнатия Богоносца

Там он был предан голодным зверям, которые в одну минуту растерзали и съели его. Согласно желанию мученика и по смерти никого не обременять, от его тела остались только твердейшие части, которые были собраны верующими и привезены из Рима в Антиохию. 
Свидетели мученичества св.Игнатия описывают эти события так: «Мы, видевшие это собственными глазами, всю ночь провели дома в слезах и с коленопреклонением и молитвою просили Господа утешить нас о случившемся. Когда потом мы немного заснули, некоторые из нас увидели, как св.Игнатий вдруг явился к нам и обнимал нас, другие видели его молящимся за нас, иные же – облитым потом, как бы после великого труда, и предстоящим Господу. С радостью увидевши это и сообразив сонное видение, мы воспели хвалу Богу, Подателю благ, ублажили святого мужа, и заметили для вас день, год (его кончины) для того, чтобы, собираясь в день его мученичества, иметь нам общение с подвижником и доблестным мучеником Христовым». 
При императоре Юстиниане ( + 565 ) по завоевании Антиохии персидским царем Хазроем (540 г.) или при императоре Ираклии (637 г.) по взятии Аттиохии сарацинами, мощи св.Игнатия были перенесены опять в Рим и положены в церкви Святого Климента, где они находятся и теперь. 
Мученическая смерть св.Игнатия, по сказанию Мученических актов, последовала 20 декабря 107 г., т.е. в 9-й год царствования Траяна при консулах Суре и Сенеционе. В этот день его память празднуется и в Православной Церкви. Католическая Церковь совершает память св.Игнатия 1 февраля, вероятно, потому, что в этот день его святые мощи были положены в Климентовской церкви в Риме. 

3. Послания св.Игнатия. 

а. Свидетельства.





Русская икона с изображением Игнатия Богоносца

Существует мнение, что «Игнатий если не считать папы Климента Римского, - первый вышедший из языческой среды церковный писатель, воспитанный греческими философами… Если первоначальная христианская литература целиком находилась под влиянием еврейской, то в произведениях Игнатия наследуется лишь библейский дух, написаны же они греком, для которого греческий – это язык его души, его ума и чувств, его культуры и его мысли. Игнатий берет у греков литературную форму и философские категории» 1. Хотя, еще раз повторяю, слог его посланий, написанных на греческом языке, по отзыву ученых, доказывает, что он не был природный грек. 
По свидетельству Мученических актов о святом Игнатии, «он в возмездие Церквам, встретившим и приветствовавшим его, через своих предстоятелей, отправил к ним благодарственное послание, источающее вместе с мольбою и увещанием духовную благодать». Но описатели его мученичества не говорят, сколько и к каким Церквам написаны его послания; только Послание к Римлянам они прямо называют и вполне приводят в своих записках. Св.Поликарп ( + 168) в своем Послании к Филиппийцам говорит о многих посланиях Игнатия, указывая, в том числе, и на Послание к нему самому. Он пишет: «Послания Игнатия, присланные к нам от него и другие, сколько их есть у нас, мы отправили вам по вашему требованию вместе с сим моим письмом; вы можете почерпнуть из них большую пользу, потому что они содержат в себе веру, терпение и всякое назидание в Господе нашем» 2. Ученик Поликарпа св.Ириней Лионский ( + 202), который удостоверяет о его Послании к Филиппийцам, свидетельствует об осуждении Игнатия на съедение зверям и приводит его слова из Послания к Римлянам: «Я пшеница Божия и измелют меня зубы зверей, чтобы стать чистым хлебом» (3). 
Свидетельства и цитаты из Посланий св.Игнатия находим у Оригена, Евсевия, Иеронима, св.Афанасия Александрийского, св.Иоанна Златоуста и блаж.Феодорита. Евсевий свидетельствует о путешествии св.Игнатия в Рим и довольно подробно упоминает о семи посланиях, написанных им на пути. 
Подлинность посланий Игнатия, несомненная для христианских писателей древности, возбуждала против себя сомнения и возражения с самого начала их опубликования в печати в XV веке. 
Новая фаза отношения к посланиям св.Игнатия наступила в 1845 г., когда английский ученый Вильям Кюртон издал древний сирийский перевод посланий Игнатия к Поликарпу, к Ефессянам и к Римлянам. Англичанин Генрих Таттам, знаток коптского языка, нашел в Египте, в одном из Нитрийских монастырей древний, написанный в первой половине VI в., Кодекс, содержавший сирийский перевод Послания св.Игнатия к Поликарпу. В 1842 г. Таттам приобрел в Египте еще один древний (VI или VII в.) сирийский перевод трех посланий св.Игнатия – к Ефессянам, к Римлянам и к Поликарпу. По мнению некоторых западных ученых, сирийский текст есть не что иное, как сокращение посланий Игнатия, сделанное монахом или кем-либо другим с целью назидания. 
Послание Игнатия, как по сирийскому тексту, так и по греческому, сходны между собой в главных пунктах – православного учения о Лице Господа Иисуса Христа. Равным образом одинаково присутствуют указания на лжеучения, которых должно остерегаться, те же увещания к единению церковному, к послушанию епископу с пресвитерами и диаконами, тоже учение о епископе как видимой главе поместной Церкви, представляющим ее единство в вере, любви, без которого ничего не должно делать в Церкви. 

б. Темы посланий.





Свв. Дионисий Ареопагит и Игнатий Богоносец

Время, в которое св.Игнатий писал свои послания, было очень сложным для Церкви. Это был критический момент. Один из западных ученых характеризует его так: «хотя апостолы умерли один за другим, отсвет их авторитета все еще падает на те земли, которые они привели ко Христу. Церковь растет и развивается, несмотря на гонения. Складывается ее структура и иерархия… Рост Церкви вызывает к жизни разного рода трудности» 4. 
Послания св.Игнатия, за исключением Послания к Римлянам, направлены против современных ему лжеучений – с одной стороны иудействующих, считавших христианство только дополнением к иудейской религии и с слепой привязанностью к Ветхозаветному закону, соединявших уничижительное понятие о Иисусе Христе и Евангелии, а с другой – докетов, односторонне понимавших Божество Спасителя Иисуса Христа, не признававших в Нем ничего человеческого, отрицавших действительность Его Воплощения, Страданий и Воскресения. Поэтому можно выделить две основные темы посланий - это как бы меры предосторожности от впадения в ереси: 1) удаление от еретиков, от общения с ними и 2) единение церковное, единение вокруг епископа как видимого представителя Невидимой Главы Церкви и Богоучрежденной иерархии, с обязательным повиновением. Это создавало ту крепкую общину, соединенную в истинной вере и любви, которая могла противостоять, с одной стороны, гонениям языческого государства, а с другой – ересям, все более старавшимся разрушить церковный организм «изнутри». Поэтому св.Игнатий порой даже в резких, на первый взгляд, выражениях отзывался о носителях заразы лжеучения, называя их даже безбожниками. 
«Некоторые имеют обычай, – пишет он к Ефессянам, – коварно носить имя христиан, между тем делают дела недостойные Бога: от них вам должно убегать, как от диких зверей; ибо это бешеные псы изподтишка кусающие» (Послание к Ефессянам, гл.7). 
«Умоляю вас не я, но любовь Иисуса Христа, питайтесь одной христианскою пищею от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь: к яду своего учения еретики примешивают Имя Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть» (Послание к Траллийцам, гл. 6). 
«Не обольщайтесь, братия моя! Растлевающие домы Царствия Божия не наследуют. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, - если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает» (Послание к Ефессянам, гл. 16). 
Но кроме общих выражений и предостережения, он высказывает и истинное учение Церкви, дабы еще раз утвердить в нем верных. Так, полемизируя с иудействующими, св.Игнатий пишет: «Нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по-иудейски» (Послание к Магнезийцам, гл. 10). «Ибо если мы доселе еще живем по закону иудейскому, то через это открыто признаемся, что мы не получили благодати» (Послание к Магнезийцам, 
гл. 8). 
Выступая против докетизма, он говорит: «Поэтому не слушайте, когда кто будет говорить вам не об Иисусе Христе, Который произошел из рода Давидова от Марии, истинно родился, ел и пил, истинно был осужден при Понтии Пилате, истинно был распят и умер, в виду небесных и земных и преисподних, - Который истинно Воскрес из мертвых, так как Его Воскресил Отец Его, Который подобным образом воскресит и нас, верующих во Иисуса Христа, ибо без Него мы не имеем истинной жизни. А если иные, как некоторые безбожники, т.е. неверующие, говорят, что Он страдал только призрачно, - сами они призрак, - то зачем же я в узах? Зачем я пламенно желаю бороться с зверями? Зачем, я напрасно умираю? Значит, я говорю ложь о Господе?» (Тралл., 9). Впрочем, он не говорит, что так мыслят в Ассийских Церквах, а лишь предупреждает об опасности: «Это пишу вам, возлюбленные мои, не потому, чтобы признавал некоторых из вас таковыми, но, как самый меньший из вас хочу предостеречь, чтобы вы не впали в сети суетного учения, а вполне были уверены о Рождении и Страдании и Воскресении, бывшем во время игемонства Понтия Пилата, что они истинно и несомненно совершены Иисусом Христом – надеждою вашею, от которой отпасть не дай Бог никому из вас» (Магнез. 11). Впрочем, он не говорит, что так мыслят в Ассийских Церквах, а лишь предупреждает. 
Всем этим лжеучениям св.Игнатий противопоставляет единство Церкви в вере и любви, единство в молитве, единство в видимой главе поместной Церкви – епископе, которое выражается в повиновении епископу иерархии, и еще глубже – единство в Евхаристии. «Почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа – как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви» (Тралл. 3). «Епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец явился видимо… будьте в единении с епископом и предсидящими, во образ и учение нетления» (Магнез. 6). «Ибо когда вы повинуетесь епископу как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живете не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали смерти. Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа – надежды нашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконам, служителям Таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией» (Тралл. 2). «Ничего не делайте без епископа и пресвитеров; и не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе; но в общем собрании да будет одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и радости непорочной» (Магнез. 6, 7). «Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна Чаша в единении Крови Его, один жертвенник и один епископ с пресвитерами и диаконами» (Фил. 4). « Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов» (Ефес. 13). 
Высочайший образ единения св.Игнатий представляет в Самом Боге: «Бог обещает нам единение, которое есть Сам Он» (Трал. 11). 


(Составлено по материалам книги «Писания мужей апостольских». – Рига, 1994). 


Тропарь священномученику Игнатию Богоносцу, глас 4: 

Апостольских нравов подражателю / и престола их снаследниче, / архиереев удобрение / и мучеников славо, Богодухновенне, / на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради / и, слово истины исправляя, / до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

 


Просмотров: 929 | Добавил: jnp49 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title
ВЕЛИКИЙ КАНОН [4]
Поиск
Архив записей

Анимации и Картинки
© ПСАЛТИРЬ ПОСЛУШАТЬ 20 КАФИЗМтелевизионный канал и круглосуточное радио