Святой,который любит всех радовать
О Святителе Николае, может быть, не собрано у нас столько свидетельств, но на самом деле если бы позаботились об этом, то и всему миру не вместить этих чудес. И они продолжаются, эти чудеса заступничества Святителя Николая. Недавно нам прислали письмо из Орловской епархии, в котором рассказывается об одном из них. Я позволю себе привести это свидетельство. «Мою бабушку звали Мария Семёновна Крюкова, в девичестве Недородова, из графской семьи. А дедушка Василий Фёдорович был купеческого рода, орловский. Его отец был ктитором церкви в Домнине. Где-то здесь у них было большое родовое имение, его продали, когда семья стала большая, и купили дом в Мценске, так что там их хорошо знали. И вот заболела моя бабушка раком прямой кишки неизлечимо. Врачи отказались её лечить, обрекли. А она была ещё молодая, дети. Она молилась. И вот ей снится сон, будто вешает она на чердаке своего дома бельё, поворачивается и видит: стоит Святитель Николай и говорит ей: «Сшей мне рубашку». С тем она и проснулась. Они были богатые, но деньги все у мужа. Она никому ничего не сказала, пошла и заложила в ломбард всё своё золото, все украшения и заказала монахиням Введенского монастыря, которые шили золотом, архиерейское облачение для службы Святителю Николаю, золотое. А когда сшили, взяла старшую дочку, повязались они низко-низко платками, как монахини, и пошли пешком из Орла в Мценск к его чудотворному образу в соборе. К вечеру пришли, облачение в большой коробке несли. Начинается всенощная, они вызывают алтарника и говорят: «Вот, возьмите. Одна женщина просила передать Николаю Чудотворцу, оденьте ему». И бабушка выздоровела. Всю жизнь очень чтила она Святителя Николая. И умерла знаменательно. В 1919 году на летнего Николу (22 мая) выпал небывалый снег. Она старенькая уже была, болела. Сугробы, говорят, были, а утром вдруг всё растаяло. И дети и внуки не пускали её на всенощную. А она: «Нет, пойду к Николаю Угоднику». А как пришла, совсем слегла и уже больше не вставала. Перед смертью пришёл священник из храма св. Никиты, причастил. Собрались все у её кровати. Ночь, отблеск огня на кафельной печке, лежит она такая весёленькая, розовая. «Ой, дети, кто ко мне пришёл!» А мы: «Бабушка, скажи, кто пришёл, что ты видишь? Скажи». — «Нет, нельзя говорить». Мы плачем, встали все на коленочки: «Скажи, бабушка!» А она: «Николай Угодник». — «А что он говорил, бабушка, скажи». — «Нет, детки, нельзя говорить. Три слова сказал». И умерла с сияющими глазами, в великой радости». Таких свидетельств воистину, как поют в акафисте, «неисчерпаемое чудес море». Святитель Николай — это великий святой. И в то же время, мы все знаем, такой простой, доступный. К нему обращаются, как к родному: «Николушка, помоги!». Он выручает, когда квартирный вопрос, или судебное разбирательство, или опасность какая, или позор грозит. Попроси у Николая Чудотворца. Не бойся, попроси у него, он услышит тебя. Так всегда говорили на Руси: «Трудно тебе — скажи Николе Милостивому, а он скажет Спасу Всемилостивому». И мы, получая в ответ просимое, чувствуем, что это святой, который любит радовать. Он при жизни дарил, и для него ещё большая радость дарить сейчас. И видеть радость человека, когда ему дарят. Ведь самое главное в даре — видеть радость человека. Как радостно засияют глаза, загорится лицо. Для Святителя Николая люди — как дети, которым он приносит подарки. А подарок — это надежда. Он святой подарочный, дарящий. Он накануне Нового года, и зимой, и весной наполняет всё праздником и сиянием. Как будто с ним снег теплей и цветы ярче. Зимой он предваряет Рождество Христово, и впервые на всенощной его праздника на Великом входе гремит рождественская стихира: «Вертепе, благоукрасися… Пастырие, свиряюще, свидетельствуйте чудеси страшному. И волсви от Персиды, злато, и ливан, и смирну Царю принесите». Церковь возвещает в этот праздник уже о приходе в мiр Спасителя. А весной со Святителем Николаем — полноту весны, Пасхи Господней. Задумаемся, почему Святитель Николай такой милостивый и щедрый, такой безотказный? Потому что он знает, что Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. И потому Святитель противостоит всякой тьме с отвагой и ревностью. Как часто нам недостаёт такой ревности там, где нужно действительно вступиться за оскорбляемую и попираемую святыню Бога и человека! Недостаёт нам Христовой любви и сострадания… Христова любовь всех обнимает собой, всем милосердует, всех хочет спасти, всех милует и жалеет. Но там, где она видит ересь и кощунство, — становится огненной ревностью, для которой невыносимо зло, угрожающее вечной гибелью многим. Так Святитель Николай заградил уста нечестивого Ария. Святой Иоанн Златоуст заповедует нам: «освяти свою десницу заушением еретика и кощунника». Отчего сегодня у многих такое уныние? Оттого что ничего не видят, кроме своих несчастий, оттого что такое равнодушие к истине, к поруганию человека и страданиям других людей. Оттого что нет великодушия и жертвенности. Что же мы ждём от сегодняшнего праздника святого, который любит всех радовать и хочет всем нам подарить сегодня радость? Есть две радости, говорит Господь. Радость принимать и радость давать. Мы все знаем слова Господа: блаженнее давать, чем принимать. Святые Отцы называют радость принимать человеческой радостью, а радость давать — Божественной. Одна радость связана с другой. Нам, вообще-то говоря, нечего давать, пока не примем земное и небесное от Господа, но если будем только принимать и не отдавать другим, мы будем лишены Божественной радости. Уже сейчас мы можем ощущать в сердцах своих Божественное веселье, Христову благодать. Наивысшая радость, говорит преподобный Паисий Афонский, происходит от жертвы. Только жертвуя, человек вступает в родство со Христом, ибо Христос есть Жертва. Это подвиг всецелой отдачи себя, его являют прежде всего мученики. Не зря мы сегодня вспоминаем и святого Царя-мученика Николая, и весь сонм новых мучеников и исповедников Российских. И его являет Святитель Николай в непрерывной, всё возрастающей радости милосердия, так что становятся видны в ней вифлеемские ясли, Крест и Пасха Господни, к которым любовью своей он хочет приобщить нас.Протоиерей Александр ШАРГУНОВ СПАСЕНИЕ ИНОКАВ одной из отдалённых стран жил престарелый отшельник Симеон, посвятивший себя Господу. Жизнь свою он проводил в уединении, посте и молитве. Добродетельный старец особенно чтил святого Угодника Божия Николая и постоянно прибегал к его помощи. Ученика своего, пришедшего к нему на послушание, при пострижении в иноческий чин нарёк он именем Николай в честь великого Святителя. Однажды старец призвал послушника, чтобы отправить его по неотложной надобности: — Ступай в ближайший от нас город — Катавалу. Благословляю тебя в путь и вручаю попечение о тебе твоему небесному покровителю Угоднику Божию Николаю. Дорогою юноше нужно было переправиться через неширокий залив. Погода стояла тихая. Николай сел в лодку с гребцами, и они быстро поплыли к противоположному берегу. Вдруг во время переправы поднялся порывистый ветер. Огромные волны то поднимали лодку, то низвергали и скоро умчали её в открытое море. Гребцы, отчаявшись в своём спасении, бросили вёсла и от страха пали на дно лодки. Юный послушник помнил слова старца и не терял надежду на помощь Угодника Божия. Гребцы, наслышанные о многих чудесах Святителя, молились вместе с иноком: — Заступник всех бедствующих, избавитель погибающих, помощник путешествующих, покровитель мореплавателей, Святой Николай, призри на нас и спаси нас от гибели. Вдруг инок воскликнул, обращаясь к своим спутникам: — Посмотрите, сам Угодник Божий спешит к нам на помощь. Ободрённые путешественники взялись за вёсла. Всем сердцем своим каждый из них чудесно ощутил, что опасность миновала и все они спасены. Пред их взорами в сияющих белых ризах дивный Святитель и Чудотворец Николай шёл по бурным волнам, как посуху, и словом своим укрощал разъярённую стихию. Граф Михаил ТОЛСТОЙ
|