Главная » 2019»Декабрь»10 » Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы. Иером. Симон (Бескровный)
00:05
Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы. Иером. Симон (Бескровный)
Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы. Иером. Симон (Бескровный)
Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы. Иером. Симон (Бескровный)
Книгу «Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы» иером. Симона (Бескровного) долго ждали. Под давлением современных апологетов-проповедников многим казалось, что достижение Иисусовой молитвы в наше время не только невозможно, но и опасно. И вдруг, выясняется, что это не только не опасно, а, наоборот, естественно для души, это и есть ее настоящее предназначение. Непрестанная молитва - это реальность, которую можно достичь! И есть и в наше время подвижники, которые ее стяжали. После книги «Птицы небесные», где описана история обретения непрестанной молитвы в исторической перспективе, читателей, конечно, взволновал сам практический аспект.
По многочисленным просьбам прежде всего монахов старец написал новую книгу. Книга «Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы» является обобщением многих разрозненных в других изданиях этого автора рекомедаций о том как заниматься молитвенным деланием. Новая книга старца Симона написана не в виде систематизированного изложения каких-то техник, а как беседа старца с послушником. Простой рязговорный язык книги, содержащий даже какие-то восклицания, располагает к доверию и вниманию. Поэтому автор не считает себя обязанным строго придерживаться какого-то плана, а когда нужно возвращается к важным вопросам, постоянно делает напоминания о предметах, имеющих особенное значение. Изложение начинается с основ духовной жизни:
Новоначальный молитвенник верит в добро, даже если услышит о ком-либо что-нибудь дурное. Святые видят, что все люди - дети Божии, и, подобно Богу, желают всем спасения. Приучить ум, подобно святым, не думать дурно ни об одном человеке и молиться о всех - великая добродетель и дисциплина ума, обретшего росток Христова смирения. Любовь к людям, подобная любви Бога - это спасение от всех бед и несчастий, это жизнь в благодати Божией.
В очередной раз старец обращает внимание на важные направления духовной жизни, которые совершенно забываются современными «молитвенниками». Одна из основных ошибок - всецелая устремленность на технику молитвы, когда человек совершенно выпускает из виду основание духовной жизни - послушание. Подробнее эта проблема и другие ошибки, связанные с деланием молитвы, рассматриваются в ролике «Вопросы о молитве», вышедшем в связи с другой книгой этого автора «Искусство борьбы». Так основой молитвы автор считает не особенные техники, а - покаяние, обясняя это подробно и доступно:
Вслед за тем, как Иисусову молитву примет язык, примет и ум: куда он денется? Для языка - молитва, а для ума - внимание. Благодать от Бога дается нам даром, а грех входит в душу соблазном. Прежде всего нужно исправить свой ум, утвердить во Христе сердце, выправить заблудшую душу и дать ей духовную пищу - повторение имени Иисусова. Жизнь Церкви найдется кому исправлять помимо нас, если в ней возникают нестроения и забывается покаяние, мир без нас исправляют войны, если мы не каемся. Поэтому покаяние - главное, что может помочь и нам, и Церкви, и всему миру. Проводя внимательно свои дни, обретешь великую пользу: начнешь видеть все иначе и отовсюду будешь извлекать полезные уроки.
Кроме практических советов о том, как правильно устроить молитвенную жизнь, рассказа об устной - умной - сердечной молитве, в книге развивается само святоотеческое богословие молитвы. Впервые после трудов Софрония (Сахарова) появилась книга, в которой на основе Евангельских понятий богословие молитвы получило новую наполненность, перед нами раскрылся еще один новый взгляд на известные вопросы. В отличии книг других авторов поучения старца Симона не являются компиляцией. Наоборот, здесь излагается новая точка зрения на молитву, ее библейские основы, ее место в духовной жизни, важнейшие ориентиры для этого делания.
Постепенно практические советы уступают место догматическим рассуждениям о месте непрестанной молитвы в Домостроительстве нашего Спасения. Оказывается, молитва, приводящая к созерцанию и освящению благодатью Святого Духа, - это необходимые ступени спасения души. Так в конце книги автор обращает нас к богословию свт. Григория Паламы, учению об обожении, полном преображении души Божественной благодатью.
Таким образом, «Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы» - это не просто описание каких-то приемов. Это законченный богословский трактат, написанный в паламистском духе: какие-то направления пересекаются с высказываниями свт. Григория, другие - вызваны современными вопросами и задачами. Где проблематика нашего времени (новые учения горе-апологетов и старые заблуждения приходских священников) требуют и соответствующего направления полемики. Различные задачи обоих авторов, свт. Григория и афонского старца Симона, тем не менее, подводят их произведения к одной и той же цели - утверждению реальности обожения души, необходимости освящения человека Благодатью Святого Духа и учению о созерцании как важной ступени уподобления Христу. Несомненно, что новая книга иером. Симона (Бескровного) будет интересна как богословам, так и широкому кругу читателей. И конечно, для практиков она станет настольной.