В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?
Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.
Почему мы постимся
Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:
«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: "По неверию вашему”, – а потом прибавил: – "Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).
Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».
Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:
«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: "Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».
Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:
«Справедлива пословица: "Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.
Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».
Не вредит ли пост здоровью?
Старец Амвросий наставлял:
«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».
Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:
«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.
И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища – то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».
Нужно ли поститься больным?
Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:
«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:
– Начните поститься, и все пройдет.
Она отвечает:
– А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.
– Не умрете, – отвечаю, – а поправитесь.
И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится – "кровь с молоком”».
Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:
«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.
Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».
Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.
Старцы Оптинские не давали общих рекомендаций для всех больных, а советовали действовать с рассуждением, сообразуясь с телесными силами и особенностями заболеваний каждого.
Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:
«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.
Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением…
Святой Лествичник приводит слова: "Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».
Преподобный предостерегал:
«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: "Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.
Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».
Старец Анатолий (Зерцалов) писал:
«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».
Как быть, если постной пищей не наедаешься?
Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:
«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»
Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:
«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»
Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:
«Объястливые уста – свиное корыто».
Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?
Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.
В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:
«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».
Преподобный Варсонофий наставлял:
«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй – воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.
Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом – осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.
– Ну покушайте, – уговаривают хозяева, – ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!
– Нет, я насчет этого строг, – заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».
Пост в дороге
Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.
Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.
Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:
«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. "Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” – спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»
Если пост кажется ненужным, излишним
Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:
«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь – советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста – не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»
О воздержании и трех степенях сытости
Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:
«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».
О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:
«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.
Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».
Если нарушил пост по невнимательности
Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?
Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:
«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».
Если нарушил пост по недостатку силы воли
Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:
«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».
Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:
«Пишете, что плохо постились – ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: "Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»
О неумеренном, неблагоразумном посте
Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:
«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.
Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».
Пост не цель, а средство
Отказ от скоромной пищи – внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.
Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:
«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».
Старец Варсонофий также напоминал:
«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:
«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного – не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»
А старец Никон метко и коротко замечал:
«"Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».
Искушения поста
Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.
Преподобный Амвросий учил:
«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».