Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II покинул наш мiр 5 декабря 2008 года. В памяти большинства православных людей он останется как необыкновенно светлый, добрый и одновременно рассудительный предстоятель Церкви. В нём сочетались глубокое личное благочестие и административный талант, любовь к богослужению, православным традициям и умение общаться с пользой для Церкви с самыми разными лицами, даже чуждыми Православия. Значение его трудов неоценимо.
К сожалению, не все, кто пользовался расположением Первосвятителя, сохранили к нему признательность и благодарность. Уже вскоре по кончине Святейшего диакон Андрей Кураев в интервью одной радиостанции сравнил эпоху патриаршества Святейшего Алексия II с временем брежневского застоя. Критиковали Святейшего Алексия реформаторы-модернисты, желавшие перекроить традиции Церкви на свой лад, критиковали его и сторонники крайне правого крыла, такие как последователи бывшего епископа Анадырского и Чукотского Диомида, истолковывавшие тактичность и осмотрительность Святейшего в общении с внешним для Церкви мiром как недопустимый компромисс. Не понимая всей сложности стоявших перед Первосвятителем задач, те и другие хотели видеть в Патриархе реализатора близких им, сугубо антицерковных идей и взглядов.
Святейший Патриарх Алексий II был предстоятелем Русской Церкви (1990–2008 гг.) в действительно переломное и во многом трагическое время – крушение величайшей державы, развал огромной страны на несколько государств, в связи с чем стал насущным вопрос о сохранении единой церковной юрисдикции на территориях бывшего СССР, несколько экономических кризисов, внутренние кровопролития, такие как беспрецедентный расстрел Верховного Совета в 1993 году и постоянные разборки в политике и бизнесе, бандитизм и расхищение государства, беспощадные кавказские войны и медленный путь к восстановлению былой мощи России – всё это выпало на долю покойного Предстоятеля. И всё было вынесено не только молитвой и богослужениями, – подсчитано, что Святейший совершал ежегодно Литургий больше, чем приходские священники, – но и умелым взаимодействием с сильными мiра сего. Не случайно Святейший Патриарх Алексий, согласно многолетним рейтингам, входил в число наиболее популярных и уважаемых людей в России.
Сами проблемы эпохи оказались такими, что возвышение голоса Предстоятеля крупнейшей в мире Поместной Церкви не всегда могли остановить уже запущенный механизм конфликтов; тем не менее, этот голос в самых конфликтах укреплял духовные силы многих и многих, утешал и вселял надежду. Так было осенью 1993 года, когда назрела открытая конфронтация между исполнительной и законодательной властями. Святейший лично организовал переговоры противоборствующих сторон, и хотя кровь всё-таки пролилась, удалось избежать новой гражданской войны.
Так было и во время агрессии НАТО против Сербской земли. Наш Первосвятитель не только обращался к главам стран-участниц НАТО и к руководителям Североатлантического блока с протестами против карательных военных действий, не только организовывал сбор гуманитарной помощи беженцам из Косова, но и сам дважды посетил многострадальный братский народ, причём второй раз в 1999 году он прилетел в уже подвергаемый бомбардировкам Белград. Удивительно смелыми были произнесённые здесь слова Святейшего, в которых открыто изобличалась политика западных стран.
Вообще, Святейший Патриарх не боялся говорить открыто, даже под угрозой лишения высоких постов и званий. Вспомним, что ещё будучи митрополитом, управляющим делами Московской Патриархии, в декабре 1985 года владыка Алексий направил письмо М.С. Горбачёву с вопросом о пересмотре государственно-церковных отношений. Горбачёв, как известно, не принял такого смелого шага, а Политбюро ЦК КПСС и Совет по делам религий высказались против владыки Алексия. Власть, видимо, ещё не чувствовала всех грядущих перемен и распорядилась отстранить владыку Алексия от должности управляющего делами, что и было исполнено Синодом. Сняты были с него также обязанности председателя Учебного комитета. Тем не менее, Божий Промысл не дал будущему кормчему церковного корабля исчезнуть в волнах человеческого негодования. Общественное признание Святейшего Алексия II выразилось хотя бы в том, что в 1989 году, будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским, он был избран народным депутатом и положительно влиял на комиссию по выработке закона о свободе совести. Само избрание Патриархом Московским и всея Руси впервые за много десятилетий совершилось без давления светской власти, добровольным голосом большинства епископов.
Для Святейшего Алексия патриаршество было прежде всего крестным подвигом самоотверженного служения Церкви. Ничего для себя и всё для Церкви – вот то главное, что являл в своих многочисленных патриарших деяниях любимый православными людьми Предстоятель. Благодаря усилиям именно Святейшего Алексия II, новый закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый в 1997 году, в окончательной редакции признал особую историческую роль Православной Церкви в судьбе России. Это дало возможность более активно препятствовать экспансии сектантов и инославных на территории России.
Голос Святейшего Патриарха Алексия II был слышен не только на территории России и сопредельных стран. В 2007 году Святейший выступил в Парламентской Ассамблее Совета Европы, заявив о необходимости присутствия религиозного образования в школах и о значении христианских ценностей, с которыми часто расходятся ценности либеральные. При этом Святейший открыто назвал грехом пропагандируемую в западных странах однополую любовь и призвал парламентариев не поощрять гей-парады и прочие подобные акции. Естественно, такое выступление породило в Европе много шума и вызвало самые неоднозначные оценки. Тем не менее, само приглашение Предстоятеля Русской Православной Церкви в ПАСЕ и предоставление возможности заявить о подлинных ценностях для человечества уже говорит об укреплении авторитета РПЦ на мировой арене.
Усилиями Святейшего Патриарха Алексия II Русскую Православную Церковь, при развале огромной страны – СССР, удалось сохранить единой. И для очень многих людей, в единый миг времени оказавшихся вне России, в новых, порой враждебно настроенных к России государствах, Русская Православная Церковь стала последней нитью, соединяющей с родной им страной, вселяющей надежду на будущее и подтверждающей, что развал и разделения всё-таки не были тотальными. Летом 2008 года, когда отмечалось 1020-летие Крещения Руси, Святейший посетил Украину, хотя врачи отговаривали его от этой поездки, как связанной со многими нагрузками. Холодно принял Святейшего президент Украины В. Ющенко, зато простой народ встречал нашего Предстоятеля со слезами на глазах. Известно, что некоторые представители светской власти Украины желали, опираясь на Константинополь, получить автокефалию, и вновь усилиями Святейшего Алексия II, как и в начале 1990-х гг., удалось отстоять единство Русской Православной Церкви.
Пожалуй, одним из главных деяний для достижения единства Церкви, совершенных многолетними усилиями Святейшего, стало уврачевание печального разделения с Русской Православной Церковью Зарубежом, которая в 2007 году вернулась к каноническому и евхаристическому единству с Матерью-Церковью. Значение этого исторического шага со временем осознаваться будет всё больше.
Иногда то ли с упрёком, то ли с недоумением указывают на слишком многочисленное церковное строительство, якобы, в ущерб миссии в период патриаршества Алексия II. Рассмотрению этого утверждения нам хочется уделить особое внимание. Во-первых, после семидесяти лет почти непрерывного разрушения храмов, их восстановление в считанные годы является настоящим подвигом и свидетельствует о реальном, а не мнимом духовном возрождении России. В этом смысле строительство храмов, монастырей, часовен и прочих церковных зданий свидетельствует об определенных успехах церковной миссии, так как только расположенный к Церкви предприниматель, политик или сотрудник администрации пожертвует деньги на храм и будет оказывать его строительству всяческое содействие; ведь от противника Церкви не получишь и ломаного гроша. Во-вторых, строительство, внешнее созидание Церкви уже само становится миссией, особенно в наше время, когда предпочтение отдается наглядным примерам, зримым образам и эти образы даже подсознательно влияют на человека и его восприятие мира. К сожалению, многие люди начинают ходить в храм только тогда, когда он оказывается построен рядом с ними. В-третьих, не всякому священнику дан дар проповедничества, и уже замечательно, что и такие батюшки, вдохновляемые Святейшим Патриархом, не покладая рук, служили Церкви всем, чем могли – восстанавливали порушенные варварами-атеистами храмы. В-четвертых, именитые ныне, на лаврах почивающие миссионеры совершили свои подвиги именно в эпоху Святейшего Алексия II, который оказывал им всяческую поддержку, благословлял миссионерский подвиг всякого на то решающегося, да и сам многократно выступал перед самой разной аудиторией от студенческой среды до Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Кстати, особая работа по организации миссии среди молодёжи была отмечена Святейшим Алексием II ещё на Архиерейском соборе 1997 года.
Можно сказать и больше. Фактически все достижения Русской Православной Церкви, которые мы имеем сейчас – авторитет у правительства и большинства народа, миссия в школах и студенческой среде, проповедь в СМИ, продвижение курса ОПК (который и без окончательного утверждения преподаётся во многих учебных заведениях среднего и высшего образования), сотрудничество со всевозможными государственными и силовыми структурами, возникновение по всей стране духовных семинарий, воскресных школ и богословских курсов, возрождение церковной науки, обилие духовной литературы, увеличение штата священнослужителей, как впрочем и вообще верующих людей в стране (по многолетним опросам ВЦИОМ, в 1990 году к Православию относили себя лишь 24 %, а в 2008 году уже 73 % опрошенных россиян), возрождение монашества и восстановление монастырей – всё было совершено именно период пат риаршества Алексия II. Его усилиями было достигнуто такое положение, что Церковь стали замечать, с Церковью стали считаться. Так что в наши дни остаётся только закреплять и развивать достигнутые при покойном Предстоятеле успехи.
Вот какую характеристику деятельности Патриарха Алексия II дал Святейший Патриарх Кирилл (еще будучи Местоблюстителем Патриаршего престола): «Благодаря многим трудам и заботам Святейшего Патриарха Алексия наша Церковь совершенно изменилась за годы его Первосвятительского служения. Она окрепла, возросла, активно включилась в общественную жизнь. Были не только построены или восстановлены дома Божии. На мой взгляд, было сделано самое важное — Церковь вышла за свою ограду. Она начала просветительскую миссию, занялась катехизацией, образованием, социальным служением и благотворительностью, издательской и информационной деятельностью, духовным окормлением воинства, сотрудников правоохранительных органов, заключенных» («Известия», № 10/27781, 23.01.2009).
И тем не менее, упреки раздаются. Люди, желающие видеть в проповедниках Церкви шоуменов, не могли остаться довольны деятельностью Святейшего Алексия; им хочется светских зрелищ, масштабы дел Предстоятеля Церкви для них остаются не понятны, закрыты. Вот какую оценку Святейшему Патриарху дал диакон Андрей Кураев: «В дни прощания с патриархом Алексием все издания искали что-то яркое в его служении. И при этом не смогли дать записи какой-то запоминающейся речи или проповеди. Не нашлось и людей, которые сказали бы о том, что именно проповедь патриарха пронзила их сердце. Говорили о его замечательно светлых глазах, о внутренней (как бы дореволюционной) культуре, о человеческом обаянии, которое раскрывалось через личное общение… Но не о том, что должно быть важнейшим у преемника апостолов и служителя Слова» (Литературная Газета. 2009. 21 января).
Однако истинная проповедь – не в яркости слов, а в их действенности. Известно, что Святейший Алексий II, посещая какую-либо епархию и общаясь с местной администрацией, порой своим словом в корне менял отношение людей администрации к Церкви. В храмах простые люди слушали Святейшего Алексия затаив дыхание, со слезами на глазах, учёный же диакон отказал Первосвятителю в «том, что должно быть важнейшим у преемника апостолов и служителя Слова». Но подлинная проповедь должна состоять не только в том, чтобы рассказывать о христианстве, а в том, чтобы показывать его, являть на собственном примере, и в этом отношении Святейший Алексий выглядел куда более достойно, чем те, кто пытаются его судить.
Что же касается внутренней культуры Святейшего Алексия, названной отцом Андреем «как бы дореволюционной», то покойный Патриарх действительно являл в себе подлинную культуру, которую чувствовали общавшиеся с ним люди, и которой так не хватает современному миссионеру, погрязшему в пошлых шутках. Напомним, что Алексий II происходил из дворянского рода Ридигеров, известного в России с XVIII века, отец его учился в Императорском училище правоведения, воспитанниками которого могли быть только дети потомственных дворян. Сам Патриарх с детства, с шести уже лет прислуживал в храме. Чуть позже он много общался со старой юрьевской университетской интеллигенций, а затем пользовался доверием и уважением Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), также принадлежавшего к дворянскому роду и, соответственно, сохранившего дореволюционную культуру.
Верно сказано и о замечательно светлых глазах Святейшего. И дело не только в человеческом обаянии, которое может быть от природы, а в том, что человек, стяжавший духовный свет, несёт этот свет и другим. Сам Святейший Алексий в одной из бесед рассказывал: «И в семье, и мой духовник учили видеть доброе в людях, так было и у родителей, несмотря на все трудности, которые им приходилось преодолевать. Любовь и внимание к людям были теми критериями, которыми руководствовались и о. Иоанн (духовник), и мой отец» (Беседы с Патриархом Алексием II. Архив ЦНЦ). Потому-то Святейший Алексий II так много внимания уделял внутренней культуре служителей Церкви, созиданию в них достойного отношения к обращающимся к Церкви людям. «В области устроения приходской жизни, – говорил Святейший, – важнейшее внимание следует уделять тому, чтобы люди, нашедшие недавно дорогу к храму, не покидали бы его из-за нечуткости и грубости со стороны церковных служащих, что, к сожалению, наблюдается в наших приходах. Каждый пришедший в храм должен оказаться в благожелательной среде, ощутить любовь и заботу верующих. Людей отталкивает от Церкви небрежное отношение священнослужителей к пастырским обязанностям, равнодушие» (из доклада на Архиерейском Соборе 2000 г.). Если бы все служащие Церкви исполняли эти слова!
Значение миссии и служения слова Святейший Патриарх Алексий II понял одним из первых. Вот почему он постоянно призывал священно служителей не ограничивать жизнь прихода только богослужением, но организовывать благотворительную, миссионерскую, катехизаторскую деятельность. «Ещё недавно круг деятельности священника ограничивался стенами храма, – говорил он, – а Церковь была искусственно отсечена от жизни народа. Ныне ситуация радикальным образом изменилась. Священник стал общественной фигурой, его приглашают на радио и телевидение, в тюрьмы и воинские части, он выступает в средствах массовой информации, встречается с людьми разных профессий, различного интеллектуального уровня. Сегодня от пастыря требуется помимо высокой нравственности, безупречной честности и истинно православной духовности ещё и способность говорить языком современного человека, помогать в разрешении самых сложных проблем, которые ставит перед верующими современная действительность» (из доклада на Архиерейском Соборе 2000 г.). И те, кто близко знали Святейшего, согласятся, что всё сказанное Предстоятель Церкви осуществлял в собственной жизни, являл на примере личной жизни.
Почему же критика исходит от тех, кто вроде бы тоже говорит о миссии? Как правило, упреки раздаются со стороны тех, кто желал не просто проповеди и новых отношений Церкви и общества, но реформирования самой Церкви в угоду светскому, обмирщённому обществу. Как известно, Святейший Патриарх Алексий II, продолжая традицию бывших до него предстоятелей, высказывался резко против какого-либо церковного модернизма. В нём Святейший видел очевидную угрозу Церкви. Модернист не понимает сути и смысла церковной жизни, он думает, что путь к духовному совершенствованию пролегает не через личный духовный подвиг, а через подстраивание церковной жизни под стихии мiра сего, подведение её под уровень невоцерковлённых людей. Именно из такого умонастроения рождается обновленчество, которого так не любил Святейший.
Знаменательно, что Святейший Патриарх Алексий II, с детства воспитывавшийся в Церкви, знающий подлинную ценность церковных традиций, резко критиковал попытки любой богослужебной реформации. На епархиальном собрании духовенства Москвы 20 декабря 1993 года Святейший впервые назвал модернистское движение внутри РПЦ, разрушающее богослужебные традиции, неообновленчеством. Тем самым он показал, что современные церковные реформаторы являются духовными преемниками обновленцев 1920-х годов. В этом отношении одним из наиболее значимых выступлений Святейшего Патриарха Алексия II стало его обращение к собранию московского духовенства 24 декабря 2007 года. Первосвятитель сказал буквально следующее:
«Никакой "подготовки литургической реформы в Церкви” нет и быть не может! Те, кто порой высказывают частные мнения о том, что нужно перевести богослужение на русский язык, о чём в свое время говорили обновленцы, или предлагают сократить богослужение, забывают, что Церковь, её уставы и правила вырабатывались тысячелетиями, и они должны свято соблюдаться. Никакого пересмотра текста Великого канона преподобного Андрея Критского не будет. Церковь наша в трудные времена гонений и испытаний выстояла, сохраняя незыблемой свою традицию. Эту традицию должны свято беречь и мы. Я призываю всех вас соблюдать наши православные традиции и не смущаться частными высказываниями людей, пытающихся возвратить нас во времена обновленчества».
Эти слова можно считать духовным завещанием нам, тем, кто помнит Святейшего Алексия II, и кому дороги традиции Церкви.
Увы, нашлись люди, кои почувствовав внешнюю свободу, решаются на реформирование Церкви по типу государственной перестройки. С особой озабоченностью Святейший говорил о том, что некоторые клирики не дорожат церковными традициями:
«Это приводит к вольным или невольным искажениям всей церковной жизни... Некоторые в последнее время активно пытаются внедрить на приходах религиозно-демократический плюрализм... Правомерно и справедливо говорить о религиозном плюрализме в государстве, но не внутри Церкви... В Церкви – не демократический плюрализм, а благодатная соборность и свобода чад Божиих в рамках закона и святых канонов, которые не стесняют доброй чистоты свободы, но ставят преграду греху и чуждым Церкви элементам» (Обращение к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на епархиальном собрании 21 декабря 1995 г.).
Предстоятель не раз высказывал серьёзную озабоченность «применением некоторыми священнослужителями различных нововведений, противоречащих установившейся православной церковной традиции. Проявляя непомерную ревность, такие пастыри часто стремятся организовывать приходскую жизнь по образцу первохристианской общины, что смущает совесть верующих и нередко приводит к разделению в приходе или к его нарочитому обособлению. Хранение церковной традиции должно строго согласовываться с исторической данностью, ибо искусственная реставрация отживших форм приходской жизни способна серьёзно исказить духовный строй общины и внести смуту» (из доклада на Архиерейском Соборе 2000 г.).
Знаменательно, что последнее богослужение Святейший Алексий IIсовершил у мощей святителя Тихона, избранного предстоятелем Русской Церкви в 1917 году после более чем двухсотлетнего отсутствия патриаршества на Руси, и отличавшегося, как и Святейший Алексий II, добродушием, рассудительностью, стремлением хранить единство Церкви, и также выступавшего против обновленчества.
Да упокоит Господь во Царствии Своем душу верного Своего служителя – Святейшего Патриарха Алексия II, и да сподобит нас иметь ту же самоотверженность, ревность к служению Святой Церкви, ту же любовь к окружающим нас людям и верность традициям Православия.