«Время мчится вперёд, час за часом идёт…» Наступило третье тысячелетие. Меня это наполняет особой, несказанной радостью — оттого что мы уже третье тысячелетие веруем в Господа Иисуса Христа. «Люди, сидящие во тьме, увидели свет великий». В этом свете, возлюбленные, мы и должны искать спасения. «Господь будет для тебя вечным светом», — говорит пророк Исайя. На старинной картине Рождества Христова Младенец Иисус представлен лежащим в яслях, кругом мрак, тьма, но от самого Младенца исходит яркий свет, который пронизывает всех стоящих над Ним. Так бывает и в душе, омрачённой горем. Если в ней пребывает Христос, то Его свет победит мрак скорби. «Он — Свет миру, в котором нет никакой тьмы», — говорит св.апостол и евангелист Иоанн Богослов. При этом свете и сама скорбь может обратиться в милость Божию, потому что через неё нам открывается источник духовной радости, сокрытый в обыкновенной жизни. Так что скорби часто нам посылаются для того, чтобы мы в скорби просветлели, чтобы увидели, как говорится в молитве: «Во свете Твоем узрим свет», — то есть через скорби мы начинаем видеть свет духовный, заслонённый обычной суетой. Через скорби мы видим Божественный свет. Сегодня я читал книгу о святителе Николае, Архиепископе Алма-Атинском. В своём духовном завещании он говорит о Промысле Божием. Он приводит рассказ о том, как Ангел Господень был послан к вдове с тремя детьми взять её душу. Когда Ангел спустился в лачугу этой вдовы, то он увидел страшную нищету, плачущих детей и больную мать и не мог взять её душу. И обратился к Господу: «Господи, я не мог это сделать, потому что такое горе не могу принести». Тогда Господь говорит ему: «Иди в океан, возьми со дна океана камень и раздроби его». Ангел сделал так, а внутри камня обрёл червяка — живое существо. Вы поняли, зачем Господь так устроил? Он показал: «Если Я пекусь о столь малой твари, то как же Я не пощажу тех, к кому тебя посылал?» И опять говорит Ангелу: «Иди, возьми душу этой женщины». И Ангел идёт и отделяет душу от тела. И что же, вы думаете, стало с этими детьми? В эту ночь в лесу заблудился богатый путник и набрёл на хижину умершей вдовы. А он дал обет во время страшной метели, в которой уже погибал: «Я всё сделаю, Господи, только выведи меня из этой напасти». И он взял этих сирот, выучил их, воспитал. И наделил их не только богатством, но и добротой сердечной, которая была у него самого. Так печётся Господь и о нас. Мы думаем, что оставлены Богом, совсем погибаем. А помните, как сказал поэт: Не говори, что нет спасенья, Что ты в печали изнемог. Чем ночь черней, тем ярче звёзды, Чем глубже скорбь, тем ближе Бог. В скорбях Господь ближе всего к нам. Поэтому за всё мы должны благодарить Господа. И прославлять его великую милость. Он держит нас всех как на ладони и печётся обо всех. Никто не оставлен Господом. Не было бы тёмной ночи — и мы бы не знали о существовании звёзд, не было бы скорби на земле — и мы не знали бы такого утешения, той неизреченной радости, которую Господь изливает обильно на скорбящих. При свете Божием все нужды житейские, даже самое жгучее горе отходят на задний план и просветлённые наши очи благоговейно взирают на Господа — источник нашего утешения. Скорби нас приводят к покаянию. И Господь просвещает и воскрешает наши души. И жалко тех, кто не знает Господа Иисуса Христа. Потому что нет у них источника утешения в скорби и они не знают духовной радости, о которой Господь сказал: «Этой радости никто у вас не отнимет». Поэтому как мы должны благодарить Господа за то, что Он дал нам веру, сделал нас верующими! Мы верим в Господа, вся жизнь Которого была путём скорби, Он так и назван у пророка: «Муж скорбей». Он родился не в богатом царском дворце, а в пещере. А как часто мы скорбим: «Батюшка, почему у меня нет того, нет этого?» Одна мне пишет: «Батюшка, поищи мне таких спонсоров, чтобы мне купили квартиру, чтобы и ванна была со смесителем, и пол обогревался, а то у меня очень плохая квартира». Вот насколько мы плотяные люди, что мы просим у Господа! А просить надо, чтобы Господь утвердил в нас веру, утвердил в нас любовь. И тогда нам будут не страшны трудности. Одна девочка в приюте молилась, читала «Отче наш», а воспитательница услышала, что она прибавляет к «хлеб наш насущный даждь нам днесь»: «Дай с маслицем». А детям в приюте не давали маслица, потому она так молилась. Но мы-то не маленькие дети, мы должны просить только о насущном хлебе. То есть о том, чтобы у нас было всё необходимое для жизни, но не желать чего-то сверх должного. Помните пословицу: «За Богом молитва, за Царём служба не пропадёт». Видите, как мудро наш русский народ рассуждал. Каждый вздох, каждая наша слезинка на молитве у Господа не пропадает. Опять вспоминаю книгу святителя Николая Алма-Атинского. Когда он совершал Литургию, он слёзно молился — он плакал за весь мир. Такой должна быть наша молитва. Она не должна «смотреть на лица» — так делал Господь. Хананеянка была другой веры, самарянка была другой веры, а они получили от Господа великие дары. И оставили нам великие примеры слёзной молитвы. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». |