Заупокойная служба является для нас напоминанием о предстоящем Суде Божьем. Суд, перед которым предстанет каждый. Но Суд Божий не есть суд человеческий, где человека на наказания осуждают другие. Суд Божий в том и заключается, что человек сам себя будет судить, сам пойдет или в ад, или в рай. Уже здесь на земле человек полагает основание своего выбора в вечности. Еще при жизни человек постоянно становится перед выбором: путь жизни или путь смерти, добро или зло, разрушать или созидать, примириться с ближним или отвернуться от него навсегда. И вот сегодня мы собрались помолиться за усопших наших ближних, которые когда-то сделали свой выбор. Каждый из них сам выбрал для себя рай или ад.
И вот сегодня радость для усопших в том, что Церковь, в лице верующих, молитвенно вспоминает их в этот день и испрашивает у Бога прощения их грехов. Можно подумать: как же душа может освободиться от греха уже после смерти? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что грех есть болезнь; болезнь, которая поразила весь человеческий род после грехопадения и которая передается от одного к другому как некий вирус. И вот апостол Павел говорит: «...молитесь друг за друга яко да исцелеете». Мы часто обращаем внимание на второстепенное. Когда умирает наш ближний, мы впадаем в панику, заботимся о всем внешнем и в этой суете забываем о главном - о молитве. Молитва и есть то единственное, что для них действительно необходимо. К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь. Любовь, созидать которую заповедал нам Господь наш Иисус Христос. Любовь, которая соединяет нас взаимно во Христе. И вот как раз молитвой мы проявляем нашу любовь к ближним, потому как желаем и испрашиваем у Бога и для них блага. Как говорят Святые Отцы: «Если не желаешь делиться тем, что тебе дарует Господь, то потеряешь и что имеешь. Если не желаешь, чтобы и брат твой обрел Царствие Небесное, то и сам потеряешь его». Молитва - проявление нашей любви к ближним еще и потому, что именно так и только так мы можем им помочь после их перехода в жизнь вечную. Святитель Николай Сербский говорит так: «Мир сей есть гроб, гроб наших предков, гроб отверстый, желающий поглотить и нас…в скором времени. Предки наши ждут от нас молитв за них и не получают. Когда-нибудь и мы станем чьими-то предками и будем желать молитв, но не получим». Святые Отцы учат, что Отец наш Небесный желает, чтобы и мы несли друг друга так, как Он один нас всех понес. Дай Господи, чтобы и о нас, когда мы предстанем пред Тобой, нашлось, кому помолиться. А ныне помолимся мы о упокоении наших ближних, да вселит их Господь в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, и нас спасет и помилует яко Благ и Человеколюбец. Аминь! Виталий Коршунов. http://www.spbda.ru/ |