Начало всех праздников - Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – первый двунадесятый праздник. Первый и по хронологии событий Священной истории, которые вспоминаются во время праздников, и по дню празднования в церковном году, начинающемся 1 (14) сентября.
Согласно учению Церкви, Рождество Пресвятой Богородицы – событие не случайное. Ей была отведена важнейшая роль в реализации замысла спасения человечества.
Существует ряд ветхозаветных пророчеств и прообразов, которые традиционно считаются указаниями на рождение Девы Марии, как, например, «Семя жены сотрет главу змия» (Быт.3:15). Или сон Иакова, в котором, по изъяснению Церкви, Матерь Божия символически образует лестницу, простертую до небес, по которой снидет Господь. Это также притча Соломонова, начинающаяся словами: «Премудрость созда Себе дом». Дом, созданный Премудростью – это Матерь Божия, ставшая жилищем ипостасной Премудрости, Бога Слова. В богослужебных текстах Богородица именуется Храмом Божиим, Божиим Жилищем. Матерь Божия остается чистейшим и совершеннейшим образом Церкви.
Пророку Моисею в видении купины, горевшей в огне, но не сгорающей (Исх. 8:1-5), было указано на Рождество Пресвятой Богородицы: «яко же бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси» (догматик 5-го гласа). Существуют и другие указания в Ветхом Завете, которые являются, по мнению ряда богословов, указанием на грядущее событие Рождества Богородицы.
Однако сведения о земной жизни Богородицы, содержащиеся в Священном Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Есть лишь несколько эпизодов, свидетельствующих о личности Девы Марии (Мф 1. 16, 18-25; 2. 11, 13-15, 19-23; 12. 46-50; 13. 55; Мк 3. 31-35; Лк 1. 26-56; 2. 4-7, 16-52; 8. 19-21; Ин 2. 1-12; 19. 25-27; Деян 1. 14), однако из новозаветного повествования мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах ее Рождества, ни о дальнейшей ее жизни.
Все эти подробности жития Приснодевы Марии доносит до нас Церковное Предание, то есть древние сказания, церковно-исторические сочинения, а также гимнографическое богослужебное наследие.
Одними из первоначальных таких (внебиблейских) источников являются раннехристианские апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» (иначе – «Протоевангелие Иакова»; 2-я пол.- кон. II в., Египет), «Евангелие детства» (иначе – «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400, Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV-V вв.).
Церковь не признает апокрифы как источник вероучения, однако признает достоверность целого ряда сюжетов, которые связаны с земной жизнью Богородицы. Эти апокрифические рассказы подвергались значительной редактуре и были очищены от «гностического элемента», будучи согласованными с каноническими свидетельствами о Богородице, которые содержатся в Четвероевангелии. Работа по корректуре апокрифических материалов велась не один век. В результате сформировалось единое и внутренне непротиворечивое Предание о земной жизни Богородицы, а главные события Ее жизни были внесены в богослужебный годичный круг неподвижных праздников.
Событие Церковное предание свидетельствует нам о том, что на рубеже двух эр мировой истории, разделенных рождением Христа, в городе Назарете жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные Иоаким и Анна.
Всю свою жизнь они молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка, посвящая себя при этом исполнению Божией воли и служению ближним. Иоаким и Анна дали обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь этого ребенка будет посвящена служению Богу. По прошествии пятидесяти лет их супружества молитва престарелых праведников была услышана.
Дочь они назвали Марией (в переводе с евр.- «госпожа» или «надежда»). Девочка, принесшая утешение и душевное облегчение престарелым и богобоязненным супругам, предназначена была стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. По отцу Она происходила из колена Иудина, из рода Давидова, по матери - из племени Ааронова; среди ее предков были ветхозаветные патриархи, первосвященники, правители и цари иудейские.
Предание доносит до нас ряд значимых обстоятельств события Рождества Пресвятой Богородицы. Иоаким и Анна очень страдали из-за своего бесплодия. Ветхозаветная мораль видела в этом бесплодии наказание Божие, поэтому Иоакиму даже препятствовали приносить жертвы в храме, считая, что он неугоден Богу, поскольку не создал потомства для израильского народа.
Однако Иоаким знал, что многие ветхозаветные праведники, среди которых, например, Авраам, так же, как и он, до самых преклонных лет не имели детей, но затем Бог по их вере и молитвам все же посылал им потомство. Иоаким удалился в пустыню, устроил там палатку, где молился и постился в течение 40 дней и ночей.
Анна, подобно мужу, горько оплакивала свою бездетность - окружающие относились к ней так же, как и к ее супругу. Бездетность в иудейском обществе рассматривалось как тяжкое наказание за тайные или явные грехи (Быт. 20:18; Ос. 9:14; Иер. 29:32), а рождение ребенка избавляло от всеобщего позора (Быт. 30:2-3). Так, к примеру, бездетная Рахиль с отчаянием взывала к мужу: «дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт. 30:1).
Однажды, когда Анна гуляла в саду и молилась о том, чтобы Бог даровал ей ребенка, как даровал потомство престарелой Сарре, перед Анной предстал ангел Господень и пообещал ей, что скоро Она родит, и о потомстве ее будут говорить во всем мире – и Анна дала обет посвятить своего ребенка Богу. В то же время ангел явился и Иоакиму, возвещая, что Бог внял его молитвам.
После этого благовестия Иоаким и Анна встретились.
Протоевангелие Иакова (4:7-8): «И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме».
Иоаким возвратился домой к Анне, и по истечении времени в их доме произошло чаемое событие - Рождество Пресвятой Богородицы. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила».
Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете, и что Она родилась именно там.
По прошествии года после Рождества Пресвятой Богородицы, Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою благословенную дочь и, показывая всем, просил священников благословить ее.
Было ли зачатие непорочным? Зачатие святой Анны Церковь празднует 9-го декабря, называя это событие «преславным и святым».
Однако Православная Церковь не признает это зачатие непорочным, в отличие от католической церкви, которая в XIX веке провозгласила соответствующий догмат «непорочного зачатия». Отметим, что католики не провозглашают «бессеменного зачатия» Пресвятой Богородицы. Под «непорочностью» имеется в виду то, что на Деву с момента зачатия не распространялись последствия первородного греха.
Среди католиков высказывались возражения против такого учения, но в 1854-м году папа Пий IX возвел мнение о непорочном зачатии девы Марии в степень догмата, не имея на то никаких оснований – ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.
Православная же Церковь признает непорочным лишь рождение Спасителя. Кроме того, Он был рожден чудесным образом — от Духа Свята и Марии Девы. Рождество Пресвятой Богородицы совершилось естественным путем и, хотя лично Дева Мария была безгрешной, Она все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому сама нуждалась в искуплении. По словам святого Амвросия Медиоланского, «из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения».
В православной богословской литературе есть много трактатов, направленных против идеи о непорочном зачатии девы Марии. К примеру, таково мнение профессора Киевской Духовной Академии, протоиерея И. М. Скворцова относительно события Рождества Пресвятой Богородицы: «Евангелие свидетельствует, что Святой Дух нисшел на Святую Деву и осенил Ее, и вследствие этого рождаемое от Нее — свято, совершенно чисто, безгрешно. Нужно ли поэтому, чтобы Святая Дева Сама родилась без порока? Не вследствие того, что Она от рождения была свята, а вследствие сошествия на Нее Св. Духа*** (фраза не закончена). Предание свидетельствует, что Богоматери необходимо было приготовление в храме с 3-х летнего возраста. Первородный грех не мог в Ней развиваться. Воспитание при храме и молитва очищали в Ней всю душу. Окончательное же освящение было в день Благовещения. Но как мог быть очищен первородный грех, когда еще не совершилось искупление? Эта тайна благословенного Семени Жены, от века уготованного. Благодать Святого Духа могла поставить в минуту зачатия Сына Божия все существо Богоматери на такую высоту смирения и благоговения, что в зачатии не участвовало ничто человечески поврежденное.»
После Рождества Пресвятой Богородицы уже пожилые Ее родители принесли Богу благодарственные жертвы за данный им дар, а Анна после рождения дочери дала обет, что младенец не будет ходить по земле до тех пор, пока родители не введут Марию во храм Господень. «...Они от Него,- говорит святой Григорий Палама, — прияли обещание о Твоем рождении и, прекрасно поступая, Тебя, обещанную им, в свою очередь Ему обещали...». Когда будущая Богородица достигла 3-летнего возраста, Иоаким и Анна, откладывавшие до этого момента ее посвящение Богу, решили, что настала пора привести Марию во храм. По преданию, вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, по дороге к храму стояли юные непорочные девы с зажженными светильниками. «...Да ликовствуют Иоаким со Анною, яко плод святый из них произыде, Мария светоносная, Божественная свеща, и радуется входящи во храм ...» (седален по полиелее службы Введения).
История праздника Рождества Пресвятой Богородицы Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы мы встречаем в V в. на Востоке в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439-446 гг.), а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492-496 гг.). Но эти свидетельства, по мнению богословов, не имеют полной достоверности.
Как считает ряд исследователей, праздник Рождества Пресвятой Богородицы возник, по всей видимости, первоначально в греческой Церкви и вскоре после этого появился в Риме.
Святой Андрей Критский (+ ок. 712 г.), который составил на праздник Рождества Богородицы два слова и канон, доказывает в каноне, что в этот день должна «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».
Из западных месяцесловов праздник Рождества Пресвятой Богородицы впервые упоминается в римском псевдо-Иеронимовом мартирологе VII в. (в числе 13 дней года, в которые запрещаются публичные дела) и в английском мартирологе Беды (+ 735 г.). Святой папа Сергий (687-701 гг.), по свидетельству Анастасия Библиотекаря (IX в.), установил на этот праздник литанию (крестный ход) от церкви святой Марии. В правилах св. Бонифатия (VIII в.) этот праздник поименован в числе заслуживающих особенного народного чествования.
Несмотря на упоминания о Рождестве Пресвятой Богородицы в латинских источниках VII в., праздник не имел общего распространения и торжественной службы вплоть до XII–XIII вв. Лишь на Лионском соборе 1245 г. папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (1370–1378 гг.) установил для праздника вигилию с постом и особую службу литургии.
Тогда же, в XIII в., на латинском Западе появляется объяснение даты праздника: по преданию, один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь под одно и то же число слышал с неба праздничное пение ангелов. Ему было открыто, что ангелы веселятся, так как в эту ночь совершилось Рождество Богородицы. Узнав об этом, папа тотчас распорядился, чтобы по примеру небожителей и на земле праздновалось Рождение Святой Девы.
Архиепископ Сергий (Спасский) приводит также предположение о том, что праздники Рождества Пресвятой Богородицы и Зачатия Богородицы имеют асийское происхождение и установлены в противовес Олимпийским играм.
Можно резюмировать, что праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии относится к очень древним Богородичным праздникам, хотя нельзя точно определить время, когда он появился. Среди Богородичных праздников он – едва ли не последний по времени появления среди двунадесятых.
С самого возникновения праздника Рождества Пресвятой Богородицы должны были, по логике, появляться в честь него и церковные песнопения. Но в нынешней службе праздника едва ли сохранились какие-либо песни этого периода. В VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил тропарь празднику, который поется церковью до настоящего времени. В нынешнюю службу праздника входят песни следующих песнописцев: святого Андрея Критского (VII в.) – второй канон, святого Иоанна Дамаскина (VIII в.) – первый канон, Германа, патриарха Константинопольского (VIII в.) – стихиры на стиховне, Анатолия епископа Солунского (IX в.) – некоторые стихиры на литии, Стефана и Сергия Святоградцев (IX в.) – стихиры на Господи воззвах и некоторые на литии и стиховне, Иосифа Песнописца (IX в.) – канон на предпразднство.
Произведения песнописцев императорa Льва VI, Георгия епископа Никомидийского были в Богослужебном употреблении, но нынешним уставом не приняты. Официальное введение этого праздника в византийском царстве приписывают царю Маврикию.
Значение праздника Рождества Пресвятой Богородицы В Рождестве Пресвятой Богородицы Церковь и святые отцы прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице Девы, рожденной по обетованию Божию.
Святой Андрей Критский называет праздник Рождества Пресвятой Богородицы началом праздников, дверью к благодати и истине. "В Рождестве Божией Матери, - говорит святой Андрей Критский, –Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь уготовляется в новое Божественное жилище Творцу".
Из проповедей разных лет на праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Митрополит Вениамин (Федченков):
«…Что ныне совершается? Рождается будущая Богородица. А так как все в мире творится по воле и силою Божией, то и нынешнее рождение — Его дело. Но Рож¬дество Сего Младенца имеет чрезвычайное назначение; а посему и участие Божией силы здесь чрезвычай¬ное: Бог Сам, — то есть особою благодатию, данною бесплодным родителям,— творит им необыкновенную Дочь.
Но не в этом даже величие Божие, ибо творить чудеса Господу Творцу совершенно легко: Он и весь мир вызвал из небытия. Нет, ныне поражает иное — не величие силы, а безмерность уничижения.
Вчувствуемся в то, что мудро говорит Церковь: Бог… Премирный… Превысочайший… Непостижимый… Дух… Живущий в Своем неприступном свете. «Почивающий» на небесных силах — архангелах и ангелах…
Вообще — Бытие высшее всего высшего! И Он — Превысочайший — ныне «готовится» «переселиться» с неба на землю… Благоволил воплотиться... Зрак раба принять ( Зрак — вид, наружность; зрак раба — немощное состояние человеческой природы. — Авт. )… А далее — и страдать.
Но это еще всё — далее, а начало: «оставить» небо. Умалиться… Унизиться… «Бог обнищевает»… Конеч¬но, это — образные выражения.
И вот Он заранее готовит Себе путь, способ умале¬ния, место обитания, «престол воплощения. Или, как говорит паримия, Премудрость готовит Себе новый «дом» — Пречистую Деву.»
Митрополит Антоний Сурожский:
«В Своем Евангелии Господь и Бог наш говорит: Когда наступает время младенцу родиться, то бывает скорбь: когда же родится – пребывает одна радость, ибо новая жизнь вошла в мир… И когда рождается ребенок, окружающие дивятся: какова будет судьба этого младенца? Рождение младенца – только первый день его; какова будет долгая чреда дней, составляющих человеческую жизнь? И каков будет последний день, который подведет итог всему, что было жизнью этого человека?
Сегодня мы празднуем рождение Божией Матери, и наша мысль обращена к Ней. Она родилась – снова, как говорит Евангелие, – не от хотения плоти и не от хотения мужа; Она родилась от Бога. Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью. В этом длинном ряду людей были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование; были в нем и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие – против самих себя, не против других – для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию…
Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения; родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо. Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о Ней с лаской, дивиться на Нее и просить Ее научить нас – может быть, не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но – любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что Она явила такую совершенную верность. Аминь».
Священник Михаил Немнонов:
«Если бы не было Той, Которую Бог избрал, чтобы через Нее стать Человеком, не совершилось бы и наше спасение.
Есть такие слова в одной из стихир Рождества Христова о том, что весь тварный мир приносит дары Христу Родившемуся: небо — звезду, земля – вертеп, мы же – матерь Деву. Божия Матерь – дар Богу от рода человеческого, с той оговоркой, что все, что мы можем Богу принести, мы должны сначала принять от Него и сохранить. Она родилась лишь потому, что нашлись на этой земле люди, которые любили Бога всем сердцем, всею душой, всеми силами и всем помышлением.
Как солнце начинает светить еще прежде своего восхода, так и Христос просвещал души ищущих Бога еще до Своего Воплощения. Мир, лежавший в языческой тьме, оказался готов в Него уверовать. Тем более в народе Израильском зрели плоды, угодные Богу, которые должны были созреть, чтобы дать Ему место в нас действовать.
Святые и праведные Иоаким и Анна были благочестивы и праведны, и эта великая милость от Бога — то, что они стали родителями Божией Матери — потому и была им дана, что они превзошли всех своею праведностью.
Но прежде они перенесли скорбь — до старости они не имели детей, до того возраста, когда при естественном порядке вещей это становится невозможно. В Израиле бездетность считалась особым наказанием Божиим. <…>
Если бы святые и праведные Иоаким и Анна не превзошли всех своим благочестием, то не они были бы избраны, чтобы стать родителями Божией Матери. Если бы они в своем благочестии считали себя лучше других и не смирились, оно было бы неугодно Богу.Если бы они не перенесли свою скорбь, то едва ли пришли бы в такое смирение.
Если бы все свое упование они не возложили на Бога, то и не дали бы Ему места совершить это великое дело.
Так все, что угодно Богу, всегда бывает выстрадано, и полученное от Него в дар нужно умножить и возвратить Ему».
Тропарь Рождества Богородицы, глас 4:
Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
(Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную).
Кондак Рождества Богородицы, глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
(Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей).
Величание Рождества Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
Подготовил Дмитрий БОРИСОВ
|