За кротостью, обыкновенно, следует и незлобие, потому что кротость есть матерь незлобия. А в людях истинно кротких, не имеющих тяжелого нрава, не менее сего бывает и благости, потому что благость — основа кротости. Все же это, взаимно растворенное и совокупленное вместе, производит из себя наилучшую из добродетелей — любовь. Свт. Василии Великий
Кроткий по Богу премудрее премудрых, и смиренный сердцем сильнее сильных; ибо они разумно несут иго Христово. Прп. Марк Подвижник
Поспешите к кротости, слыша, как она ублажается, слыша, что Духом Святым говорит о ней нелживый Исаия: «На ком упокою взор? — глаголет Господь. — Токмо на кротком и молчаливом и трепещущем словес моих» (Ис. 66, 2). Прп. Ефрем Сирин
Кроткий, принимая на Себя удары, остается тверд; во время ссоры — спокоен, в подчинении — веселится, не уязвляется гордынею, в уничижениях — радуется, за смутами не превозносится, не кичится, со всеми живет в тишине. Прп. Ефрем Сирин
Самое великое благо — кротость, приобретя ее, великий Моисей видел Бога сколько человеку видеть можно. Прп. Нил Синайский
Подлинно нет ничего сильнее ее (кротости), нет ничего могущественнее. Она вводит душу нашу в постоянный мир, заставляя ее стремиться к нему, как бы в пристань, и таким образом служит для нас источником всякого успокоения. Свт. Иоанн Златоуст
Ничего так не доставляет душе спокойствия и тишины, как кротость и смиренномудрие. Свт. Иоанн Златоуст
Тогда особенно и нужно показывать кротость, когда мы имеем дело со злобными и враждебными; тогда и открывается ее сила, тогда и сияет ее действительность, достоинство и польза. Свт. Иоанн Златоуст
Доказывает кротость Давид. Он был так горяч, что тотчас устремлялся, когда видел других обижаемыми, не мог удержать негодования в защиту справедливости; а когда сам терпел зло, то не мстил, не нападал, но всегда оставался любомудрым. Свт. Иоанн Златоуст
Кротость — есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу. Неужели ты думаешь, что нужно мало (силы душевной), чтобы, получая оскорбление, не возмущаться? Не погрешит тот, кто назовет такое расположение к ближним даже мужеством.
Великое нужно старание, чтобы знать, в чем состоит кротость; старание необходимо потому, что с кротостью смешивается малодушие. Каждому должно смотреть, чтобы, предаваясь пороку, не приписывать себе добродетели. Свт. Иоанн Златоуст
Добрый и кроткий муж не допускает в свою душу зависти — этой злой болезни, но при виде братства, пользующихся хорошей славой, сорадуется и желает счастья, считая хорошую славу других хорошей славой для себя, почитая достояние друзей общим, сорадуется им в добром, скорбя с ними в печали. Свт. Иоанн Златоуст
Не будь кроток с одним и дерзок с другим, будь кроток со всеми, будет ли то друг или враг, великий человек или малый — потому что в этом и состоит смирение. Свт. Иоанн Златоуст
Кротость — есть неизменное устроение ума, который и в чести, и в бесчестии пребывает одинаково. Прп. Иоанн Лествичник
Кротость — есть утверждение терпения, дверь, или лучше сказать, — матерь любви, начало рассуждения духовного. Свт. Иоанн Златоуст
Кротость — есть начало смирения, смирение же есть верх бесстрастия, а через бесстрастие неотпадающую и совершенную любовь приобретает познавший свое естество — что он был прежде рождения и что будет по смерти.
Что такое кротость? Кротость — смиренная преданность Богу, соединенная с верою, осененная Божественной благодатью. Свт. Игнатии Брянчанинов
Иоанн Лествичник о преподобном Кире рассказывал, что он был настолько кроток, что будучи каждый день оскорбляемым и высшими, и низшими, будучи всеми всегда унижен, все терпел и не только без ропота, но и с благодарностью. В таком положении он прожил в мо-настыре пятнадцать лет. «Отцы не по злобе со мной так поступают, — говорил он, — а только испытывают, подлинно ли я монах. Так, когда я поступал сюда, мне сказывали, что здесь до тридцати лет искушают отрекшихся от мира. Да, ведь без огня и золото не светится». И вот тогда он воскликнул: «Благодарю Господа и вас, отцы, что ради вашего искушения не искушаем я был от бесов, И все послужило к моему спасению».
Одному монаху из оптинских старожилов некоторые распоряжения настоятеля Оптинской пустыни схиархимандрита Моисея казались неосновательными, и долго он боролся с самим собою, желая объяснить ему это. Решившись, он пришел к отцу Моисею и сказал: «Помысл говорит мне, что вы, батюшка, не так делаете то и то», — и высказал все, что было у него на уме. Выслушав внимательно, отец архимандрит с улыбкой отвечал: «Скажи, брат, твоему помыслу, что это не его дело». С тем и отпустил этого монаха, так что он, обезоруженный кротостью настоятеля, удалился совершенно спокойный и после сам смеялся над собою, как просто разрешились все его мысленные колебания.
|