— Прежде всего, следует дать им понять, каково предназначение человека и в чём смысл его жизни. Затем следует разъяснить юным, что оба начертанных нашей Церковью пути благословенны. Если выбравшие их живут по Богу — оба эти пути могут привести в рай. Предположим, два человека отправляются в паломничество. Один идёт по наезженной дороге, другой — по тропинке. Бог радуется первому и любуется вторым. Дело станет худым лишь в том случае, когда тот, кто идёт по тропинке, станет осуждать в своём сердце того, кто идёт по шоссе, или наоборот. Те, кто задумывается о монашестве, должны знать, что назначение монаха велико — оно в том, чтобы стать Ангелом. «В жизни иной, на Небесах, мы будем жить, как Ангелы», — сказал Христос саддукею. Поэтому любочестные юноши и девушки становятся монахами и начинают жить ангельской жизнью уже в жизни земной. Однако не следует думать, что все поступающие в монастырь спасутся лишь потому, что стали монахами. Каждый человек даст Богу ответ за то, освятил ли он избранную им жизнь. Бог не творит людей предопределёнными к преуспеянию или к неуспеху. Тот, у кого нет любочестия, не преуспеет, какой бы путь ни избрал. Любочестный человек преуспевает, где бы ни оказался, ибо с ним пребывает Божественная благодать. Некоторые семейные люди живут очень добродетельно и освящаются. Если глава семьи любит Бога, если его влечёт Божественное речение, если он наделяет своих детей добродетелями, создаёт добрую семью, он может духовно преуспеть и получает от Бога двойную мзду. Поэтому каждый юноша должен иметь цель: подвизаться с любочестием и без душевной тревоги, чтобы освятить избранную им жизнь. Хочется вступить в брак? Пусть женится, но с усердием постарается стать добрым главой семьи и жить свято. Хочется принять монашество? Пусть уходит в монастырь, но усердно старается стать монахом хорошим. Взвесьте свои силы, примерьтесь к тому, какая жизнь вам по плечу, и идите по избранной дороге. Если девушка видит, что у неё не хватает сил стать монахиней, ей следует смиренно попросить Бога: «Боже мой, я человек слабый и жить как монахиня не смогу. Пошли мне человека, чтобы он мне помогал, чтобы я создала добрую семью и жила духовно». Если, выйдя замуж и создав добрую семью, она будет жить по Евангелию, то Бог не спросит с неё ничего больше. Конечно, есть такие юные, от которых Бог не требует многого. Однако из любочестия они берут на себя многий подвиг и, имея склонность к семейной жизни, хотят пожертвовать всем и встать на путь жизни монашеской. Это приводит Бога в великое умиление. Однако внимательно следите, чтобы побудительные причины были чисты: человек не должен поступать так от гордости. Если человек соблюдает это условие — Бог рассеет все его трудности. Часто юные переживают, думая о том, как лучше вступить на избранный путь, пребывая с Богом. Это признак душевного здравия. Но надо быть внимательным к тому, чтобы безпокойство по поводу брака или монашества не стало чрезмерным, потому что диавол старается исказить это безпокойство, превратить его в душевную тревогу и держать ум юношей и девушек в постоянном смущении. Я знаком с молодыми ребятами, которым надо заканчивать университет, а они чрезмерно безпокоятся по поводу создания семьи или ухода в монастырь. В результате они отстают в учёбе и запутываются ещё больше. Всё сразу сделать нельзя. Сперва нужно получить диплом, потом найти работу (юношам ещё отслужить в армии). И только после этого, будучи зрелым, принимать решение. И если они расположены по-доброму, то с помощью Божией, в браке или безбрачно, в монастыре, они ощутят душевный покой. Паисий Святогорец «Слова. Семейная жизнь. Том IV». |