Главный враг и главная добродетель поста
Продолжается Великий пост. Время непростое во всех отношениях. И самое сложное – определиться, как должен пройти этот отрезок времени, чтобы душе от этого была максимальная польза. Прежде всего, важно настроиться на длительный срок. Великий пост невозможно прожить в режиме спринтерского броска. И сейчас, в середине поста, это становится особенно ясно. Здесь ближе настрой бега на длинные дистанции. Важно взять правильный темп, иначе сейчас, в середине поста, он перестанет приносить пользу, но лишь раздражение и усталость. Поэтому разумно сначала определиться с тем, что по силам нашей изнеженной душе, а что просто доведет ее до изнеможения. Например, для одного естественно вычитывать многочасовое правило, а кого-то это приведет в состояние, когда и одну-две молитвы невозможно заставить себя прочитать. В молитвенном правиле разумно добавить для себя ровно столько, сколько мы сможем понести в течение всего поста. Для кого-то это несколько дополнительных молитв, а для некоторых – полный круг богослужения по часослову и триоди. Так же и в ограничении себя в развлечениях. Не все имеют возможность уйти в затвор. Многие ходят на работу, принимают у себя друзей, и это та часть жизни, которую не оставишь на семь недель. Но, общаясь с друзьями и коллегами, про пост не следует забывать. Только делать это надо не с постным лицом, вразумляя окружающих великопостными правилами, но просто воздерживаясь от пустопорожних обсуждений и осуждений. Впрочем, чем реже мы себе позволяем подобное вне поста, тем меньше будет поводов к неестественному поведению в эти дни. Получается, что христианином надо быть всегда, а не только однажды в году. Главной помощью в великопостных трудах служит молитва. Молитва домашняя должна быть усилена дополнительными молитвословиями. Посещать храм необходимо чаще, нежели обычно, это тоже крайне важно. Но самым важным является молитва Иисусова. Именно в этой короткой молитве заключается источник духовного преуспеяния. Сразу же после утренних молитв прочитаем перед иконами немного Иисусову молитву, смотря по усердию и духовному уровню, от 30 до 100 молитв. Затем, в течение дня, будем стараться молиться сосредоточено, неспешно. Перед вечерними молитвами прочитаем от 30 до 100 Иисусовых молитв, затем так же помолимся после вечерних молитв, лежа в постели проведем некоторое время в молитве. Нужно стремиться к тому, чтобы и заснули мы с молитвой на устах. Важно помнить, что высоты умной молитвы доступны лишь тому, кто годами посвятил себя подвигу молитвы внимательной. Когда встречаешь современные поучения, призывающие к молитве внутренней от людей, не наученных даже основам внимания на молитве, понимаешь, куда могут завести пути самоуверенного аскетизма. Поэтому, думаю, достаточно будет, если молитва будет неспешной, не отвлекаемой на внешнее, и сосредоточенной на словах молитвы. Самый страшный враг поста — телевизор. Ничто так не рассеивает внимание, как этот «голубой враг». Радио тоже желательно исключить. А интернет… здесь важно соблюдать благоразумие, более строгое, нежели вне поста. Лучше данные формы развлечения заменить чтением духовной литературы. Каждый выбирает то чтение, которое ближе его душе, но важно, чтобы литература не развлекала, а назидала. Пост невозможен без добрых дел. Посмотрим вокруг себя и заметим множество людей, которые нуждаются в нашей помощи и поддержке. Одному необходимо наше доброе слово, другому – финансовая помощь, третьему – физическая. Без помощи ближнему пост превратится в пустое занятие. Лишь совершенные могут с пользой провести пост в уединении, но мы с вами не относимся к этой категории. Не стоит предполагать, что пост может пройти без искушений. Ведь искушение – это испытание. Помня это, мы должны быть готовы к тому, что здоровье нас может подвести, друзья – обидеть, начальство — проявить невнимание и излишнюю требовательность. Это нормально во время поста, все это можно перенести, полагаясь на Бога и помня, что и мы сами – «источник повышенной опасности» в эти постовые дни. Что до пищи, то воздержание может принести пользу лишь тогда, когда оно не вредит здоровью и не более, чем средство для усмирения тела. Этот вопрос надо решать с врачом и духовником. С духовником же надо решать и вопросы супружеского воздержания в пост. В этих двух вопросах излишнее к ним внимание и чрезмерное усердие способно принести больше вреда, чем пользы. Во всем должно быть благоразумие, здесь же благоразумие – основа преуспеяния. А как же быть с детьми? Детей надо приучать к посту, но излишняя строгость вызовет лишь неприятие. Значит, дети должны сначала понять пользу от поста, и лишь тогда учиться посту. Нельзя заставлять ребенка делать что-то «потому что так надо». Постараемся вызвать в детях стремление подражать нам, а всевозможные ограничения сведем к тому минимуму, который будет лишь радовать ребенка, а не надоедать ему. Впрочем, дети и пост – отдельная тема для разговора. Ну что же, вот мы живем в великопостные дни. Вряд ли мы останемся такими же, какими были до поста. Часть из нас выдержит пост в молитве и воздержании, часть сойдет с пути по немощи и маловерию. Кого-то настигнут искушения, с которыми он не справится. Но все мы получим хороший урок. И польза будет, если урок нас научит главному, тому, что без стремления к полноте Богообщения наша жизнь неполноценна, ущербна, душевредна. Это знание поможет нам укрепиться в вере и уповании на Того, Кто есть Источник жизни, Путь и Спутник, Цель и Средство, Альфа и Омега.Протоиерей Андрей Ефанов Источник: www.pravmir.ru
|