Почему же в таком именно разуме нужно молиться этой молитвой? Потому что иначе мы, по учению Слова Божия, Церкви Христовой и здравого разума, никак не можем очиститься от грехов и спас-тись.
А из чего в этом можно убедиться?
Насчет первых трех прошений – из того, что все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего, а кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2, 15–16), так как дружба с миром есть вражда против Бога и кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4,4). Вся жизнь мира проходит в рабстве этим трем похотям и исчерпывается ими до дна. Поэтому, где властвуют эти три похоти, там – мир, и в монастыре и в пустыне. А те, кто свободны от них, хотя и в мире живут, но, в меру своей свободы, – люди «не от мира сего», чисты от грехов мира и спасутся. Те же, кто рабствуют им, везде – враги Богу, по мере своего рабства, и оттого погибают и в монастырях и в пустынях, и здесь страдая и в ад из-за них попадая.
Насчет прошений четвертого, пятого и шестого поклонов – из того, что ум (т.е. область мыслей), сердце (т.е. область чувств) и воля (т.е. область наших желаний и решений) суть три силы и способности нашей души, через которые в нее, как в сосуд, вливается все, чем она живет: и доброе и злое. И очиститься от трех рождающих все грехи похотей иначе никак нельзя, если не очистить эти три силы души от скверн греха.
Насчет прошений седьмого, восьмого и девятого поклонов – из того, что внутреннее содержание и жизнь нашей души формируется и обнаруживается в мыслях, словах и делах, а потому от скверн греховных похотей можно очиститься, только очистив сперва от них эти три силы души, а иначе никак невозможно.
А насчет последних трех прошений – из того, что человек состоит из души и тела, через которое душа проявляет себя, и жизнь этих двух половин нашей природы наполняет собою содержание всей нашей жизни, от самых крупных событий её, до последних мелочей, во всех случаях и обстоятельствах её.
А потому, чтобы стать чистым внутренне и наружно, нужно очистить душу, тело и всю жизнь. Тем же, что мы просим Бога очистить нас, мы, с одной стороны, выражаем пред Ним свое бессилие самим очиститься, а с другой – свою веру в то, что если Господь хочет, то может нас очистить, как Он очистил одним прикосновением Своей руки прокаженного (см. Мф.8, 2–3).
Почему же мы не в силах сами очиститься? Потому что со времени грехопадения прародителей в раю эти три похоти вошли в нашу природу, из-за чего стали в ней как бы естественными, и побеждать их в себе без сверхъестественной помощи человеку невозможно, а потому невозможно и очиститься от них одному. Богу же как Всемогущему все возможно. Нет ничего невозможного и верующему по вере его (ср. Мф.17, 20). А потому возможно очищение и от этих, сквернящих нас похотей.
Но кто, хотя и верит и просит Бога, а однако сам не трудится ради очищения своего, тот не может очиститься, потому что как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26), и оттого молитва, по мертвости веры их, не доходит до Бога и не приносит им свойственного ей плода благодатного очищения.
Не могут очиститься также и те, которые и Бога просят, но не пользуются указываемыми Церковью средствами очищения, как пользовались ими православные угодники Божии, а, полагаясь на свой ум, толкуют Слово Божие по-своему, будучи тайно научаемы и водимы в том живущими в них похотями. Не могут потому, что только Церковь есть дом Бога Живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3,15). Таковы все сектанты, лжеучения которых надо остерегаться больше, чем безбожия, потому что в них тайные сатанинские сети расставлены под видом веры и благочестия, а цель и конец их – один: отвержение благодати Христовой и вечная погибель.
Те же, кто разумея свое бессилие самостоятельно очиститься в скорби сердца просят об этом Бога с верою и смирением, а прося, и сами посильно трудятся над свержением с себя греховного бремени своих похотей, руководствуясь в этой борьбе с грехом указаниями Церкви и беспрекословно подчиняясь во всем её Уставу, тех Господь очищает от всякой скверны плоти и духа (2 Кор.7,1), при их деятельном участии, силою, подаваемой им через церковные таинства и обряды благодати Святаго Духа. Очищает ощутимо для них и явно для других, перерождает их в разуме и чувстве, делая их новою тварью во Христе Иисусе и подавая покой душам их (см. Мф.11,29). Покой в нынешнем веке во плоти предначинательный, а по разрешении [от плоти] в жизни будущего века, – совершенный, с венцами славы Христовой в обителях Отца нашего Небесного, в ближайшем общении со всеми, от века угодившими Богу святыми Его, какой милости да сподобит Господь и всех нас их святыми молитвами, по милости Своей. Аминь.