|
Преподобный Макарий Александрийский, Новый, Градский, иеромонах |
Правила св. Макария Александрийского
1. Воины Христовы так должны располагать шествие свое, чтоб во всем являть совершеннейшую любовь, – любить Бога от всей души, от всего сердца и всею силою (Мф. 12).
2. Им надлежит являть между собою взаимно совершеннейшее послушание, быть миролюбивыми, кроткими, скромными, не гордыми, не обидчиками, не клеветниками, не насмешниками, не многоречивыми, не притязательными, не себе угождающими, но Христу Богу, Коему воинствуют, не хулителями, и ничего кроме доброго не говорящими, не ленивыми на послушании, усердными к молитве, совершенными в смирении, стойкими в бдениях, охотниками поститься.
3. Никто да не почитает себа праведным более другого; но всякий смотри на себя, как на худшего всех: яко всяк возносяй себе смирится, смиряяй же себе вознесется (Лк. 14:11).
4. Заповедь старца принимай, как спасение; всякое дело исполняй без роптания; и не позволяй себе сказать что-либо против, когда приказывают тебе.
5. Не возносись и не величайся, что сделал какое-либо полезное дело; не радуйся о прибыли и не печалься об ущербе.
6. Не увлекайся знакомством с мирянами, но все утешение твое пусть заключается внутри келии твоей. Келию имей как рай, и братьев твоих духовных, как вечных родных.
7. Авву обители бойся, как господина, и люби, как отца. Равно должен ты любить и братий всех, с которыми вместе чаешь увидеть славу Христову.
8. Не возненавиди трудного дела (Сир. 7:15), и праздности не люби. Будь бодр в бденьях, неутомим в трудах, веруя обрести покой у Христа Господа.
9. Люби чин монастырский, и в молитвах будь неусыпен, веруя, что кто часто молится, тот обретает обильнейшую милость у Христа.
10. После утрени до второго часа, пусть монахи прилежат чтению и богомыслию: если впрочем не встретится какого дела, на которое, оставя чтение, надо будет выйти всем.
11. Со второго часа, пусть всякий сидит за своим делом до часа девятого, трудясь над тем, что поручено, без роптания, как учит св. Апостол (Флп. 2:14).
12. Кто будет роптать или спорить, или противиться распоряжениям старших, того подвергать положенным епитимиям, соответственно вине и чувствам его раскаяния или ожесточения.
13. Кто за одно с погрешающим в чем-либо в Церкви, или в келии, того одинаково с ним считать виновным.
14. Если кто, когда дан знак к молитве, тотчас оставя дело, какое делает, не поспешит в Церковь, того оставлять вне ее, для пристыждения: ибо молитве ничего не должно предпочитать.
15. Во время бдений братия должны стараться соблюдать бодренность. Если кого крайне тяготит сон и он выйдет, чтоб освежиться, пусть не заводит там пустословия, а скорее возвращается назад, к делу Божию, для которого собрались. В собрании, где происходит чтение, всякий пусть прилагает ухо свое к слушанию Писания, и все да хранят молчание.
16. Надлежит также наблюдать, чтобы брат, которого обличают и укоряют за какую-либо провинность, имел терпение, и не противоотвещал обличающему, но смирялся во всем, по заповеди Господа, рекшего: Бог гордым противится смиренным же дает благодать (Иак. 4:6) и: смиряяй себе вознесется (Мф. 23:12).
17. Кто после частых обличений, не показывает исправления тому велеть стоять на последнем месте. Кто и после этого не исправится, отстранить его, как сказал Господь: буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18:17).
18. За трапезою никто не должен говорить, кроме разве Аввы, и того, кого он спросит.
19. Не возносись своим искусством и не возвышай голоса, но смирением водись и о послушании радуйся.
20. Держись страннолюбия (Рим. 12:13), не отвращай ока твоего от бедного и не отпускай его от себя с пустыми руками. Не Господь ли пришел к тебе в страннике или бедном? Смотри, как бы, нашедши тебя нерадушным, Он сам не презрел тебя. Будь же всем рад и всякому послужи, чем можешь.
21. Когда подвергаешься напраслине, молчи. Сам никого не обижай, а когда другие обижают, терпи. Не обольщайся пустыми надеждами, но паче утверждайся во Христе. Не считай никого ближайшими тебе родными, кроме живущих с тобой братий.
22. Когда нужно послать куда за потребным для братии, пусть идут двое или трое, и притом таких, которые имеют в себе страх Божьи, не многоречивы и не чревоугодливы.
23. Когда кто из мирян хочет поступить в монастырь, прочитать ему Устав и рассказать все порядки монастырские. Если пообещает все то исполнять, тогда, по порядку, принять его в число братства.
24. Если он желает внесть что в монастырь, положить то на стол пред всеми братьями, как указывает Устав. Принятый в обитель, не только над тем, что внес, но и над собою не имеет уже власти.
25. Если потом, по поводу какого-либо соблазна, пожелает он выйти из монастыря, то ничего не может получить обратно, кроме одежды, в которой пришел.
26. Если какой-либо брат провинится в чем, наказывать его удалением от общения с братиею в молитве и трапезе. Если падши пред всеми братиями с сокрушением испросит прощение, простить ему.
27. Если он упорствовать будет в своем непотребстве и в гордости скажет: не хочу более здесь оставаться, но возьму свое и пойду, куда Богу угодно; кто из братий первый услышит такие речи, пусть скажет препозиту (второму по Авве или наместнику его), а препозит Авве. Авва сядет пред всеми братиями, сотворит над ним суд и велит наказать розгами. Затем помолятся о нем все и примут его в общение – кто не исправляется словом увещания, того наказывать розгами.
28. Смиренно и с терпением неисходно да пребывают братия в обители, веруя, что смиренные и миролюбивые достигнут Царствия Небесного, признаны будут сынами Вышнего и получат пресветлые и многоценные венцы, а сыны противления пойдут во тьму кромешную на вечные муки. На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих (Ис. 66:2).
29. Кто нарушает пост среды и пятка, тот почитается причастным Иуде, который предал Христа.
30. И то также надобно наблюдать, чтоб в монастыре мастерством занимался только тот, чья верность испытана, и готов все, что ни делает, делать в пользу монастыря.
Послание блаженного Макария к монахам
Обилие дров возбуждает сильнейший пламень: множество же яств рождает похоть.
Непотребное похотение яств и непослушание рождают смерть.
Голодное чрево способствует бодренности в молитвах и доставляет венец душе: насыщенное же наводит тягчайший сон.
Глаз чревоугодника высматривает, где пиры, око же мудрого помышляет о воздержании.
Трусливый воин ужасается трубы, зовущей на брань; и чревоугодник неохотно слушает того, кто проповедует о воздержании.
Потухшее пламя снова воспламеняется, если подложить дров и похоть усыпленная опять оживает в сытости.
Не жалей тела, когда оно притворяется изнемогшим: конь смирный – иссушенное постом тело, и никогда не сбрасывает седока.
Гортанобесие есть мать похоти.
Елей питает пламя светильника, а беседа с женщиною возжигает огнь похоти.
Взор женщины стрела с ядом: он смертельно ранит душу.
Как яда избегай беседы с женами, если хочешь сохраниться чистым: в них сокрыт пагубнейший яд змеин.
Лучше приближайся к огню пламенеющему, чем к молодой женщине.
Особенно, когда ты юн, бегай беседы с женою, чтоб избежать нападений похоти.
Кто, наполняя чрево, думает сохранять чистоту, тот сам себя обманывает.
Вид красоты разрушительнее бури и молнии.
Если внедрится в душу лице женщины, то заставит презирать ради ее самую душу.
Как огонь, оставленный в соломе, возбуждает пламень, так память о женщине, оставленная в душе, возжигает похоть.
Как грузный корабль и при небольших волнах легко разбивается, так многоименный монах не спасется.
Ничего не имеющий монах – борец непобедимый; ничего не имеющий монах – легкий скороход, скоро достигающий к почести звания.
Монах достаточный о работе небрежет; а ничего не имеющий после умеренного труда прилежит молитве и чтению.
Монах достаточный собирает себе гнев на день гнева; а ничего не имеющий собирает себе сокровище на небеси и с Ангелами будет воздавать хвалу Богу.
Слава монаха – терпение в скорбях.
Слава монаха – великодушие с любовью.
Слава монаха – ничего не иметь из вещей мира сего.
Слава монаха – бдение и плач в молитвах.
Слава монаха – кротость сердца и молчание уст.
Слава монаху, когда он Бога возлюбил от всего сердца, а ближнего своего, как самого себя.
Слава монаха – воздержание от яств и многословия.
Слава монаху, когда он ближнего своего терпит, как себя самого.
Слава монаху, когда дела его соответствуют словам.
Слава монаху, когда терпеливо пребывает на своем месте и не блуждает туда и сюда.
Слава монаха – благодушное терпение всего.
Что светильник в темном месте, что солнце блистающее, то монах трезвенный умом и бодренный сердцем.
Как тяжелая ноша гнетет слабосильного, так сон нерадивого монаха.
Что терния и волчцы на доброй земле, то злые помышления в сердце монаха.
Как моль истачивает одежды, так суетные заботы душу монаха.
Не вдавайся в беседу с женою, чтобы не быть отлучену от Царствия Божия, и не дерзни сказать: и с женщиною поговорю, и чист буду.
Монах мудрый делает своими руками и приобретает себе каждодневное содержание; в прибыль же у него идут молитвы и посты. А кто получает содержание от другого, какая ему польза от молитвы и бдения? Он всегда гол, как худой наемник. Почему написано: лучше есть даяти, неже приимати (Деян. 20:35).
Читающий сие и да разумеет о Господе.
|