Дивный угодник Божий ХХ века
...Искание правды — основная нить жизни русского народа… Тяжкие страдания его есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию.
2 июля 1966 года, 46 лет назад преставился и в 1994 г. был причислен к лику святых Русской Православной Церковью Заграницей святитель Иоанн (Максимович) Шанхайский и Сан-Францисский Чудотворец.
Он родился 4/17 июня 1896 г. на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии в семье потомственных дворян Максимовичей (предки его отца были выходцами из Сербии). Один из предков был в XVIII веке миссионером и духовным писателем, причисленным в 1916 г. к лику святых: свт. Иоанн, митрополит Тобольский. При святом крещении мальчик был наречён Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Архангела Михаила. С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они.
Святая и праведная жизнь ребёнка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла Православие. Тем не менее, на путь духовного служения Михаил встал не сразу. Родители определили его в Полтавский кадетский корпус, после чего он окончил юридический факультет Харьковского университета (1918).
В годину гонений Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну».
О.Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался, со дня монашеского пострига никогда не ложился, иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв, как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.
В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведён в сан епископа, после чего он отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого), епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твёрдости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».
Он сразу же взялся за восстановление церковного единства, установив связь с местными православными сербами, греками и украинцами. В это же время Владыка занялся построением огромного собора в честь иконы Богоматери "Споручницы грешных», который был закончен вместе с трёхэтажным приходским домом и колокольней. Обладая неиссякаемой энергией, Владыка Иоанн был вдохновителем построения храмов, госпиталей и приютов и принимал самое живое участие во многих общественных начинаниях русского Шанхая.
Но при всей этой кипучей деятельности Владыка Иоанн пребывал как бы в ином мире. Чтобы избежать мирской славы и людских похвал, он по временам притворялся юродивым. Пребывая постоянно в молитве, Владыка если не служил в храме, то сам вычитывал все суточные богослужения. Часто Владыка ходил босиком даже в самые холодные дни, ел однажды в день, а в посты питался лишь просфорой. Для бодрости он по утрам обливал себя холодной водой. В гости не ходил, но нуждающихся в помощи всегда посещал даже в самое неожиданное время и в плохую погоду. Знакомых больных Владыка ежедневно посещал со Святыми Дарами. Он обладал прозорливостью и даром сильной молитвы. Записано множество случаев чудесной помощи по молитвам Владыки Иоанна.
Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Таин. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадёжно больных по молитвам святителя Иоанна.
Владыка посещал тюрьмы и служил Литургию для арестантов. Нередко при виде Владыки душевнобольные успокаивались и с благоговением причащались. Однажды Владыку Иоанна пригласили причастить умирающего в русской больнице в Шанхае. Владыка взял с собой священника. Прибыв в больницу, он увидел молодого и жизнерадостного человека, возрастом 20 лет, играющего на гармошке. Этого юношу должны были выпустить из больницы на следующий день. Владыка Иоанн подозвал его со словами: «Хочу сейчас тебя причастить». Молодой человек тут же исповедался и причастился. Изумлённый священник спросил Владыку, почему он не пошёл к умирающему, а задержался с очевидно здоровым молодым человеком. Владыка ответил: «Он умрёт сегодня ночью, а тот, который тяжело болен, будет жить ещё много лет». Так и произошло.
Во время японской оккупации, после того как два председателя Русского Эмигрантского Комитета были убиты и страх охватил русскую колонию, свт. Иоанн, несмотря на грозившую опасность, объявил себя временным главой русской общины, взяв её под защиту своего сана, который унизить японцы не посмели. С возведением его в сан архиепископа он стал признанным властями главой Русской Православной Церкви в Китае.
С приходом коммунистов к власти русские в Китае снова вынуждены были бежать, большинство — через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживали примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошёл остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своём страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для безпокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырёх сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.
Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице Владыки крепкого ходатая пред Господом. Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и невозможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. По его молитвам свершилось чудо! В американские законы были внесены поправки, и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебралась в США, остальные — в Австралию.
В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. В Европе, а затем с 1962 года в Сан-Франциско, его миссионерская деятельность, твёрдо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.
Слава Владыки распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодёжь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».
Владыку знали и высоко чтили во всём мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжелобольного — будь он католик, протестант, православный или кто другой, — потому что, когда он молился Бог, был милостив.
В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра, и Епископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лёжа в общей палате, где было примерно 40—50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что её посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живёт в Версале, и когда её дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовём его святым».
Дети, несмотря на обычную строгость Владыки, были ему абсолютно преданны. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребёнок, и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.
Блаженный Владыка, святой Русского Зарубежья и вместе с тем русский святой, поминал на богослужениях Московского Патриарха наряду с Первоиерархом Синода Русской Зарубежной Церкви.
Обращаясь к истории и прозревая будущее, свт. Иоанн говорил, что в смутное время Россия так упала, что все враги её были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовали», ослабели и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Такова история России, таков её путь. Последующие тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет так же, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твёрдая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам». Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.
Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г., в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтла с Чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной в возрасте 71 года перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошёл ко Господу великий праведник. Скорбь переполнила сердца многих людей во всём мире. После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушённым сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься, получишь».
Четырёхдневное бдение венчала погребальная служба. Проводившие службу епископы не могли сдерживать рыданий, слёзы струились по щекам, блестели в свете безчисленных свечей подле гроба. Удивительно, что при этом храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что, казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретённого святого.
Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах.
Время показало, что святитель Иоанн Чудотворец — скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.
Святитель Иоанн верил в восстановление православной России. В одной из проповедей в День всех святых, в земле Российской просиявших, он говорил: «Искание правды — основная нить жизни русского народа… Тяжкие страдания его есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Но те тяжкие страдания, тоска жизни под властью лютых безбожников говорят, что русский народ не до конца утратил сознание правды, что ему духовно и нравственно тяжела неправда безбожного государства и безбожной власти. Россия восстанет так же, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера».
|