|
Cвятитель Симеон Солунский. |
1. О молитве, братие, многое нам и великой важности слово, и, по истине сказать, она есть от Бога преподанное нам дело, глава всякого другого. Есть же молитва то, чтоб с Богом быть, всегда сосущим с Богу быть, иметь, как говорит Давид, душу, прилепленную к Нему и нерасторжимую с Ним и ум неотторжимым от Него. «Прилепе душа моя по Тебе» , говорит Он (Пс. 62, 9); еще: «возжада Тебе, душа моя» (Пс. 62, 2); еще: «имже образом желает елен на источники водные: сице желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41, 2); еще: «возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое и прибежище мое» (Пс. 17, 2); еще: «душа моя в руку Твоею выну» (Пс. 118, 109), вместо: с Тобою выну. Сего ради и «благословлю Господа» , говорит, «на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс.33, 2). И с Ангелами себя сущим представляет Пророк, когда молится, соединяясь с ними в сем добром деле изъявления любви своей к Богу и вожделению Его. «Хвалите» , говорит, «Господа с небес; хвалите Его в вышних. Хвалите Его вси Ангели Его: хвалите Его вся силы Его» (Пс. 148, 102). Не в том смысле говорит он так, чтоб Ангелы не хвалили, и он приглашает их к тому, но как бы хваля их, что они имеют это собственным и непресекаемым своим делом по любви к Богу, и себя к ним присоединяя, потому что молитва к Богу и богохваление должны быть делом всякой разумной твари немолчным и непрестающим. К сему же добрый и Ангельский песнопевец Давид и всю вселенную пламенит, предуказывая, полагаю, явление на земле Спасителя, познание через Него Пресвятые Троицы всеми народами и непрестанное ими ее славословие, говоря: «хвалите Господа вси язы́цы: похвалите Его вси людие» (Пс. 116, 1). А что Ангелами немолчная возглашается хвала Богу, сему учит и Исаия, видевший славу Божию и Ангелов непрестанно певших Трисвятую песнь; и Изекииль равным образом. Такая песнь есть дело первейших чинов, Серафимов и Херувимов, из коих первые называются огненными за сильную их любовь и пламенные песни, как означает сие и имя их – Серафим; а вторые называются излиянием, по причине широты или расширения ими ведения и Богохваления, как показывает и слово Херувим. Они называются еще многоочитыми, по причине обилия, тонкости и проницательности их созерцания и славословия, и их непрерывности. Почему и между нами огненными называются мужи преподобные, горевшие любовью и ревностью и сердечной молитвою, по реченному: «согреясь сердце мое во мне, и в поучении моем возгорится огнь» (Пс. 38, 4); еще: «не сердце ли наше горя бе в нас» (Лк. 24, 32) еще: «духом горяще, Господеви работающе, в молитве пребывающе» (Рим. 12, 11. 12). Многие у нас были и такие, кои имели преизливающееся обилие Боговедения, и как вода многая изливались в божественном вожделении, как говорится: «излиясь благодать во устнах твоих» (Пс. 44, 3); еще: «разширил еси сердце мое» (Пс. 118, 32). И такие есть между нами, коих можно назвать очитыми, яко зрящих Бога, как написано: «очи мои выну ко Господу» (Пс. 24, 15); еще: «презрех Господа предо мной выну, яко одесную мене есть» (Пс. 15, 8), – кои и как «чистые сердцем зрят Господа» (Мф. 5, 8). И третьему чину Ангелов – Престолам между нами некоторые подражают. Это те, в которых Бог упокоевается; ибо упокоение есть седалище и престол. Как на сих упокоеваются сидящие, так Бог упокоевается в них, чтущих Его помышлениями, песнями, словами и делами, так как «покой Его честь» (Ис. 11, 10). Почему и Бог, благоугождаясь ими, говорит о них: «вселюся в них и похожду» (2Кор. 6, 16); еще: кто таков, к тому говорит: «Аз и Отец придем и обитель у него сотворим» (Иоан. 14, 23); еще, утверждая, что сие так бывало, Апостол говорит: «или не знаете, яко Иисус Христос в вас есть, разве точью чим неискусни есте» (2Кор. 13, 5). – Сие-то самое – имеет Христа, носить Его в сердце и уме, непрестанно о Нем помнить и помышлять, и гореть к Нему любовью, как Серафимы, зреть Его всегда, как Херувимы, и в сердце Его упокоевающимися – есть дело молитвы. Почему для рабов Христовых преимущественным пред всеми другими делом есть и должна быть молитва; все другие служения стоят на второй степени. Прочие Ангелы, как посылаемые во спасение наше и возвещающие нам веления Божии, хотя деятельно служат, пособствуя хотящим наследовать спасение; но и они все непрестанным делом имеют молитву. Почему, когда являются нам, устрояя потребное ко спасению нашему, не без Богохваления и молитвы являются, а и нас научают и исповеданию Бога и Богохвалению. Так Исаия слышал их поющих славу Богу, и Иезекииль, и Даниил; пастыри в час рождения Господа видели множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: «слава в вышних Богу» (Лк. 2, 14); Иоанн а Апокалипсисе тоже слышал многих их поющими; а тот Ангел, который открывал Апокалипсические таинства, когда Иоанн поклонился ему, сказал: «виждь, ни; клеврет ти есмь, и братий твоих имущих свидетельство Иисусово: Богу поклонися» (Апок. 19, 10). Видишь, какую они все Богу честь воздают и при служении Ему главнейшим делом имеют всегда воспевать славу Ему. Почему и нам св. Павел, Серафимский благовестник, до третьего восходивший неба, говорит: «непрестанно молитеся» (1Сол. 5, 14). Сам же он этому научен от Владыки всяческих, Который учит: «бдите убо на всяко время молящеся» (Лк. 21, 36); еще: «бдите, яко не весте дне ни часа, в он же Сын Человеческий придет» (Мф. 25, 13) и еще: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф. 26, 41); также: «да будут чресла ваши препоясана и светильницы горящии: и вы подобни человеком, чающим Господина своего, когда возвратится от брака, да пришедшу ему и толкнувшу, абие отверзут ему» (Лк. 12, 35, 36). Сими словами Он научает нас внутренней молитве, вниманию ума и молитве непрестанной. Потом наводит: «блажен раб той, его же пришед Господь его обрящет творяща тако» (Лк. 12, 43); и прибавляет слово о дарах за такое бдение и молитвы, – что «над всем имением своим поставит его» (– ст. 44), сделает его и других подобных богами, царями небесными, светлейшими солнца. Видишь, какие дары от Бога уготовляются тем, кои бдят и молятся! Их да сподобимся и мы всегда бодрствуя и непрестанно молясь, как научены.
2. Есть много молитв, но превосходнее всех та, которую дал нам Сам Спаситель (Отче наш, как пишется в Евангелии, яко объемлющая вкратце всю Евангельскую истину, – а после нее спасительное призывание Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия (Иисусова молитва), в научении нас которому потрудились многие преподобные отцы наши, и между ними златословесный отец наш, в трех словах изложивший учение о сей божественной молитве; затем богоносный Лествичник, Диадох святой, епископ Фотики, Симеон новый богослов, аскет Никифор и другие многие. Они говорили о ней достойно жившего в них Духа Божия, так как и молитва сия в Духе Святом изрекается, как говорит св. Павел: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точью Духом Святым» (2Кор. 12, 3). И тот, кто изрекает ее, от Бога есть, как говорит св. Иоанн: «всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть» (1Иоан. 4, 2). Наилучше же в наши дни сие написали о ней Духом водимые, Богоглаголивые, Богоносные, христоносные и божественные воистинну святые отцы наши: Каллист, бывший патриарх царствующего града, нового Рима, и сотрудник и сподвижник его преподобный Игнатий, в ста главах изложив полное о ней учение, духовное, высокое и богомудрое.
3. Сия божественная молитва, состоящая в призвании Спасителя есть следующая: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» . Она есть и молитва, и обет, и исповедание веры, – Духа Святого и божественных даров подательница, сердца очищение, бесов изгнание, Иисуса Христа вселение, духовных разумений и божественных помыслов источник, грехов отпущение, душ и телес врачевательница, божественного просвещения подательница, милости Божией кладезь, откровения тайн Божиих ходатаица, единая спасительница, яко имя Спасителя нашего Бога в себе носящая, – имя Иисуса Христа Сына Божия, на нас названное. «И несть иного имене под небесем, о немже подобает спасться нам» (Деян. 4, 12), как говорит Апостол. Призывание сие есть и молитва, потому что сим испрашиваем мы милости Божией, – и обет, потому в нем мы себя самих предаем Христу чрез призывание Его, и исповедание, потому что, исповедав так Господа Иисуса, Петр ублажен Им (Мф. 16, 17), – и сердца очищение, потому что Бог зрит и призывает и очищает того, кто таким образом зрит Бога, – бесов изгнание, потому что именем Иисуса Христа бесы были изгоняемы и изгоняются, – и вселение Христа, потому что Христос в нас есть памятованием о Нем и памятованием сим вселяется в нас и исполняет веселия, как говорит св. Давид: «помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76, 4), и духовных разумений и помыслов источник, потому что во Христе «все сокровища премудрости и разума сокровенна» (Кол. 2, 3), и Он подает их тем, в коих вселяется, – и божественного просвещения подательница, потому что «Христос есть истинный свет» (1Ин. 5, 20), и призывающим Его сообщает просвещение и благодать, – как пророк взывал: «буди светлость Господа Бога нашего на нас» (Пс. 89, 17) и как Господь обетовал: «Ходяй по Мне имать свет животный» (Ин. 8, 12), – и милости Божией кладезь. Потому что милостив Господь и ущедряет всех призывающих Его (Пс. 85, 5) и «творит скорое отмщение вопиющих к Нему» (Лк. 18, 7, 8), – и откровения смиренным тайн Божиих ходатаица, как рыбарю Петру истина о Христе явлена была от Отца небесного (Мф. 16, 17), и как св. Павел «восхищен был в рай до третьего неба и слышал неизреченные глаголы» (2Кор. 12, 4), – и единая спасительница, потому что «несть ни в едином же ином спасения» (Деян. 4, 11), кроме Господа, к Коему взываем, ибо сей «единый есть Спас мiра Христос» (Ин. 4, 42). Почему в последний день, хотя и не хотя, «всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 11). Такое исповедание есть знак веры нашей и свидетельство, что мы – от Бога. Ибо «всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога есть,» а не исповедующий сего «от Бога несть,» а есть «антихристов» (1Иоан. 4, 3). Почему всем верующим надлежит имя сие непрестанно исповедовать, и для проповедания веры, и для засвидетельствования любви нашей к Господу нашему Иисусу Христу, от которой ничто никогда отнюдь не должно нас разлучать, и ради благодати от имени сего, отпущения грехов, уврачевания души, освящения, просвещения, и прежде всего ради спасения. Божественный Евангелист говорит: «сия писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос, Сын Божий» . Се вера! – и «да верующе живот имате во имя Его» . Се спасение и жизнь! (Ин. 20, 31).
4. Сие призывание всякий благочестивый всегда да возглашает, как молитву, и умом своим и языком, и стоя, и ходя, и сидя, и склоняясь на ложе; и говоря что-либо, и делая, – и всегда да понуждает себя к тому, и обретет великий покой и радость, как опытно знают это имеющие о сем заботливое попечение. – Но как это для людей житейских и даже для монахов, когда они находятся в неизбежных хлопотах о житейском, невыполнимо, то хоть определенное время пусть каждый на это отрядит, – только да имеют правилом всегда творить молитву сию все, и освященного чина лица, и монашествующие, и мiряне: монашествующие, как к тому уже и призванные и неотложный долг имеющие, хотя в хлопотах бывают по исполнению послушаний, всегда да нудят себя творить сию молитву и призывать Господа непрестанно, хотя с расхищением мыслей и пленениями ума, и по причине сего расхищения да не позволяют себе нерадеть о ней, но всячески да стараются опять возвращаться к ней и радоваться сему возвращению; лица священного сана да радеют о сем деле, как о проповеди, как о священнодействии, как о проявлении любви своей ко Христу Господу; мiряне да блюдут сию молитву, как печать и знамение веры своей, как охрану, освящение и отгнание искушений, – Сего ради все и лица священного сана, и мiряне, и монахи, восстав от сна, прежде всего должны вспоминать о Христе и об Нем помыслить, принося Ему сие первомыслие, как жертву, яко Им спасенные, Его имя носящие, в Него облекшиеся во святом крещении, Им запечатленные во святом мνропомазании, Его тела и крови причащающиеся и через то членами Его делающиеся, и храмом, и живущим Его в себе имеющие. За все сие всякий христианин долг имеет вседушно любить Его, и по любви сей стараться всегда помнить Его; и кроме того иметь определенное время творить молитву Его по силе своей.
|