При императоре Михаиле III, в 866 году, Константинополь был сохранен силою Царицы Небесной от русских витязей Аскольда и Дира. Помощь Богоматери верующим св. Церковь вспоминает в субботу пятой недели Великого поста, совершая за утренним богослужением «акафистное» или не-седальное пение, которое православные должны слушать стоя. Это акафистное пение, составленное из самых возвышенных похвал Божией Матери, начинается стихом, известным каждому православному: «В збранной Воеводе победительная, яко избавлыиеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободы, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневест-ная!» Древний писатель, изложив историю чудесного спасения Константинополя от язычников-русичей, обращается к Бо-жией Матери с таким воззванием: «Владычица Богородица! Ты, имея по естеству человеколюбие, не престаешь промышлять о нас; но как общая, чадолюбивая и сердобольная Мать всех христиан, изливаешь на нас Твои благодеяния, спасая, покрывая, охраняя, освобождая от опасностей и избавляя от искушений. Мы благодарим Тебя, превозносим Твои милости, возвещаем благодеяния, воспеваем торжественно Твои чудеса, прославляем Твое попечение, величаем Твое промышление, песнословим Твое предстательство, почитаем Божественную Твою помощь, славословим Твое милосердие». Иконы Божией Матери, Небесной Заступницы нашей, тоже прославились в большем числе своими чудотворениями. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жи-ровицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовиц-кая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Солопецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская), или оживало изображение на ней («Нечаянная Радость», Серафимо-По-петаевская). От некоторых икон чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило от нанесенной образу раны — для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Явзэисквя-Высочинов-ская, Казанская-Каргопольская, «Умиление»-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение» — Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апреля 1662 года плакала Ильинско-Чернигов-ская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными свт. Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». В 1854 году епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества». Но и в наши дни также существуют свидетельства о чудесных явлениях Пречистой Девы, хотя современные свидетельства не так «полновесны», как откровения святых отцев. Покровительственное явление Божией Матери христианскому роду особенно ясно было показано в Константинополе в середине X века. Вот как об этом рассказывается в Житии св. Андрея: «Некогда, во время совершения всенощнаго славословия в храме во Влахернах (где хранилась риза Богоматери с омофором и частию пояса), пришел туда блаженный Андрей. Был там к Епифаний и один из его слуг с ним. По обычаю своему он стоял, как доставало сил, иногда до полуночи, иногда до утра. В четвертый час ночи блаженный Андрей видит величественную Жену, идущую от царских врат со страшною свитою, из коей честный Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали Ей, иные последовали, поя гимны и духовныя песни. Когда Она приблизилась к амвону, преподобный, пришед к Епи-фанию, сказал: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот. И когда смотрели, Она, преклонив Свои колена, молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с Себя, наподобие молнии блиставшее, великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью пречистыми руками, распростерла его над всем стоящим народом. Святые Андрей и Епифаний довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню, и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ея, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с Собою, Она оставила благодать бывшим там. Жители Царьграда, услышав об этом чуде, исполнились радости и упования; а Церковь Российская, с самого основания своего, установила праздник в воспоминание Покрова Пресвятой Богородицы, и доныне благоговейно воспевает: «Дева днесь предстоит во храме и с ликами Святых невидимо за нас молится Богу». В том же Житии св. Андрея говорится, что душа его еще при жизни была водима по Небесному Раю, там он увидел пре-светлаго мужа, который сказал ему: «ты хочешь здесь видеть Пресвятую Царицу Небесных сил, Ея нет здесь; Она отошла в многобедственный мир помогать людям и утешать скорбящих».
ЯВЛЕНИЯ ЗАСТУПНИЦЫ РОССИИ
В храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее хранится величайший чудотворный образ — Владимирская икона Божией Матери. По древнему преданию, св. евангелист Лука написал три иконы Матери Господа нашего Иисуса Христа. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». По преданию Православной Церкви, одна из этих трех икон была та, которую мы знаем как Владимирскую. Икона до 450 года находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В первой половине XII столетия Константинопольским Патриархом Лукою Хризоверхом святая икона была послана в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю первопрестольного города Москва, и поставлена им в Вышегородском девичьем монастыре. Село Вышгород некогда принадлежало святой равноапостольной княгине Ольге, а с 1155 года стало уделом сына князя Юрия — Андрея Бо-голюбского, весьма благочестивого и набожного. Многочисленные чудеса от иконы Владычицы Богородицы сообщались князю. Между прочим было рассказано князю и о том, что святая икона несколько раз сходила со своего места и пребывала на воздухе; из этого князь понял, что надлежит переменить местопребывание иконы. Князь поставил икону во Владимире. С этого времени — с 1160 года — святая икона стала именоваться Владимирской иконой Божией Матери. В 1164 году икона Божией Матери Владимирская была с князем Андреем Боголюбским в походе против волжских болгар. Перед боем князь Андрей исповедовался и причастился и, молясь перед иконой Богоматери, восклицал: «Всяк уповаяй на Тебя, Владычица, не погибнет!» Все воины вслед за князем со слезами приложились к иконе и, призывал в помощь Божию Матерь, спокойно шли в бой. Болгары были разбиты. После победы на поле сражения перед святой иконой было совершено молебствие. Во время этого богослужения в виду всего русского войска совершилось чудо: от иконы и Животворящего Креста заблистал свет, озаривший всю местность. Так как в этот же день византийский император Мануил видел свет от Креста Господня и, подкрепленный этим знамением, разбил сарацин, то по общему согласию князя Андрея Боголюбского с императором был установлен 1 августа праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию. Великий князь Московский Василий Димитриевич отдал распоряжение принести Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: "Матерь Бо-жия, спаси землю Русскую!" В час встречи святой иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Вдруг видит он во сне высокую гору, с которой к нему спускаются святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей стоит лучезарная Жена. Бесчисленные тьмы Ангелов окружают Жену и держат в руках огненные мечи. Подняв их, Ангелы устремились на Тамерлана... Он проснулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики заявили, что виденная им во сне Жена есть Заступница русских, Матерь христианского Бога и что сила Ее неодолима. «Тогда нам с ними не сладить!» — воскликнул Тамерлан и отдал своим полчищам приказ повернуть назад. И татары, и русские были глубоко изумлены этим событием. А летописец, описав происшедшее, прибавляет: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!» Благодарные за свое освобождение, москвичи построили Сретенский монастырь на месте встречи святой иконы. «Да не забудут люди дел Божиих» — так повествует об этом летописец. Итак, после 242-летнего пребывания во Владимире икона Божией Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе. Благодатной помощи Владимирской иконы Божией Матери приписывают избавление Москвы: в 1408 году — от набега ордынского хана Едигея, в 1451 году — от нападения ногайского царевича Мозавши, а в 1459 году — от нападения его отца, хана Седи-АхМета, пошедшего войной на Москву. В 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел до реки Угры, протекавшей в пределах будущих Тульской и Калужской губерний. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу Угры. Неожиданно на татар напал такой страх, что хан Ахмет не решился напасть на русскую рать и начал отступать. В память этого события до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь. В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей, объединив татар казанских, крымских и ногайских в несметное войско, повел их на Москву. Московский митрополит Варлаам и весь народ усердно молились Богу перед Владимирской иконой Божией Матери о помиловании и об отвращении грозного нашествия. Великий князь Василий Иоаннович едва успел собрать рать, чтобы встретить татар на реке Оке. Однако силы были неравны. Сдерживая наступление татар, он медленно отходил к Москве. В ночь осады монахиня Воскресенского монастыря увидела, как через закрытую дверь Кремлевского Успенского собора вышли святители с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Эти святители были не живые современники, а жившие за два века до того святые митрополиты Петр и Алексий. Вот что монахиня видела дальше: у кремлевских ворот их встретили святые Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский (также уже почившие) и спрашивали их, куда они уходят. Святители же отвечали им, что уходят они из города, «так как люди здесь забыли заповеди Господни». «Пали тогда святые преподобные ниц перед чудотворной иконой Божией Матери и стали молить Владычицу не оставлять собора, не дать произойти беде и не покинуть свой народ. И вернулась тогда наша Заступница в собор Успенский, и святители с Нею также, через дверь закрытую». Монахиня поспешила рассказать обо всем, что видела и слышала. Люди собрались тогда в соборе и стали горячо молиться. Татары вдруг отступили без сражения от Москвы: им привиделось, что вокруг города собралось «воинство великое, доспехами сияющее». Таким образом, предстательст-вом Божией Матери по молитвам русского народа перед чудотворным образом Ее Владимирским Москва и отечество наше три раза чудесным образом, без кровопролития, были спасены от врагов. В память этих чудесных избавлений были установлены празднества иконе Божией Матери «Владимирская»: 21 мая — в память избавления от казанских, крымских и ногайских татар под предводительством Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня — в память избавления от татарских полчищ хана Ахмета в 1480 году; 26 августа — в память избавления Москвы от нашествия татар под предводительством Тамерлана в 1395 году. При таких знамениях и .благодеяниях, излитых на Русскую землю через-чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, понятно то благоговение, которым она была окружена со стороны русского народа. Перед ней молились русские князья и цари, выступая в поход. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед нею знатнейшие люди Московского государства приносили присягу на верность своим Государям. В 1547 году в Московском Кремле произошел сильный пожар. Икону Божией Матери «Владимирская» собирались вынести, но никакими силами не удалось сдвинуть ее с места. В этот момент многие увидели на небе над Успенским собором светозарную Жену, осенявшую храм. Вскоре пожар утих, не тронув Успенского собора.
|