Через эти воды началось обновление мира
Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды!.. В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие, и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни человечества — но так ярко в Ветхом Завете — мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жаждущего в пустыне, оживотворяют поле и лес, являются знаком жизни и милости Божией; и в священных книгах Ветхого и Нового Заветов воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.
Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, где погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, тёмные воды наводнений...
И вот Христос пришёл на Иорданские воды; в воды уже не безгрешной, а нашей земли, до самых недр своих осквернённой человеческим грехом и предательством. В этих водах омывались люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были они грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как эти омывающие воды постепенно тяжелели и становились страшными человеческим грехом! И в эти воды пришёл Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в воды, носящие всю тяжесть человеческого греха — Он, безгрешный.
Момент крещения Господня — один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество — это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, и она пронизывается Божеством, обновляется, делается вечной, чистой, светозарной — той плотью, которая путём Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь созревший уже в Своём человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идёт вольной волей, свободно, исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берёт на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в воды, которые являются уже водами смерти, образом погибели, несут в себе всё зло, весь яд и всю смерть греховную.
Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, больше всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлучённость крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь её ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего — и победой над злом.
Вот почему так трагичен этот величественный праздник, а воды Иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.
Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, то с таким изумлением и благоговением на них глядим: они сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими — не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную. Вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно. Вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, душевной скорби, греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни.
Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Через эти воды начались обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, так и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы — не только человека, но и всей природы, когда Бог станет всем во всём.
Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека, и судьбы наши, и мир, в котором мы живём, и что жить-то мы всё-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждём дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.
Митрополит Сурожский АНТОНИЙ (1914–2003)
|