ДУХОВНЫЙ  ЛЕКАРЬ
  
Меню сайта
Категории раздела
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Block title
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика
Форма входа
Главная » 2012 » Февраль » 6 » Бойтесь принять смерть без покаяния
15:37
Бойтесь принять смерть без покаяния
Бойтесь принять смерть без покаяния



Kакое
ныне настало время! Бывало, если кто искренно раскается в грехах, то
уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую, а теперь часто бывает
так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробности, но
затем опять за свое принимается.

 Один все грешил и каялся, — и
так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и
говорит: «Он мой». Господь же говорит: «Нет, он каялся». «Да ведь хоть
каялся, и опять согрешал», — продолжал дьявол. Тогда Господь ему
сказал: «Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как
он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он,
согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол,
а Я благ».

Грехи — как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.

 Бывает, …что хотя грехи наши через покаяние и прощаются нам, но совесть
все не перестает упрекать нас. Покойный старец о. Макарий для
сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был
порезан; боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения
грехов остаются шрамы, т. е. упреки совести.

Хотя Господь и
прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного
наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: Ныне
же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43), а между тем после этих слов
перебили ему голени, а каково было еще на одних руках, с перебитыми
голенями, повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание
очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния,
очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще
живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостыней,
покрывающей грехи.

Что ни думай, что ни толкуй, а смерти не
миновать и Суда Божия не избежать, на котором воздастся каждому по
делам его. Поэтому хорошо заблаговременно опомниться и взяться за
настоящий разум. Евангельское учение начинается и заканчивается
словами: «Покайтесь!» Я пришел призвать не праведников, но грешников к
покаянию (Мф. 9, 13). Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и
Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я
кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 28–29).
Призывает Господь труждающихся в борьбе со страстями и обремененных
грехами и обещает успокоить их через искреннее покаяние и истинное
смирение.

Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение.


Что законоположит Господь согрешающим? Законополагает, чтобы каялись,
глаголя во Святом Евангелии: Покайтесь, если не покаетесь, …погибнете
(см.: Лк. 13, 3).



Некоторые из христиан от неверия
совсем не каются, а некоторые хотя и каются для порядка и обычая, но
потом без страха опять тяжко согрешают, имея неразумную надежду на то,
что Господь благ, а другие, имея в виду одно то, что Господь
правосуден, не перестают грешить от отчаяния, не надеясь получить
прощения. Тех и других исправляя, слово Божие объявляет всем, что благ
Господь ко всем кающимся искренно и с твердым намерением не
возвращаться на прежнее. Не является бо грех побеждающим человеколюбие
Божие. Напротив, правосуден Господь для тех, которые от неверия и
нерадения не хотят каяться, также и для тех, которые хотя иногда и
приносят покаяние для порядка и обычая, но потом опять без страха тяжко
согрешают, имея неразумное упование на то, что Господь благ. Есть и
такие христиане, которые приносят покаяние, но не все высказывают на
исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по
слову апостольскому, недостойно причащаются Святых Тайн, а за
недостойное причащение подвергаются различным немощам и болезням, а
немало и умирают.

Иное согрешать от немощи и согрешать
удобопростительным грехом, а иное согрешать от нерадения и бесстрашия и
согрешать тяжким грехом. Всем известно, что есть грехи смертные и есть
грехи удобопростительные, словом или мыслью. Но во всяком случае
потребно покаяние искреннее и смиренное и понуждение, по слову
евангельскому, с твердым намерением не возвращаться на прежнее. Сказано
в «Отечнике»: «Пал ли еси, восстани! паки пал еси, паки восстани!»
Не удивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать в грехе.


Так ли мы поступаем, как поступил святой Давид, когда наказываемы
бываем от Бога за грехи наши или бедствиями или болезнями? Святой
Давид, согрешив, каялся, исповедывался Богу и благодарил Господа за то,
что его, согрешившего, не предал смерти, а оставил на покаяние и
исправление. Нет, мы, маловерные и малодушные, не подражаем святому
Давиду, а, будучи наказуемы за грехи наши, ропщем на Бога и людей,
обвиняем всех и все, вместо того чтобы смириться и приносить искреннее
раскаяние в своей грешной жизни и постараться исправиться или, по
крайней мере, хоть не роптать и не обвинять других, а сознавать, что
терпим болезнь или бедствие достойно и праведно. Через такое смиренное
сознание и раскаяние с твердой решимостью не возвращаться на прежнее
можем получить помилование от Господа и в сей, и в будущей жизни.


Пишешь, что лучше не грешить, чем каяться. Не грешить хорошо, а
согрешившему похвально покаяться. Если удержишься на первом — хорошо, а,
не удержавшись, другого средства нет умилостивить Бога, как покаяться.
А что ты объяснила, в этом и запинаться не следовало бы, — и запинание
твое указывает на ложный стыд. Еще скажу: Богу приятнее грешник
кающийся, чем человек не согрешивший, но превозносящийся. Лучше,
согрешив, покаяться, нежели, не согрешая, гордиться этим. Фарисей
удержался от греха, но за возношение и осуждение мытаря лишился перед
Богом своей праведности, а мытарь, и много согрешивший, через смиренное
сознание и понесение укоризны от фарисея получил не только прощение
грехов, но и восхитил оправдание фарисея. Иди и ты путем мытарева
смирения, это путь самый безопасный.

...Покаяние не совершается
до гроба и имеет три свойства, или части: очищение помыслов, терпение
находящих скорбей и молитву, т. е. призывание Божией помощи против злых
прилогов вражиих. Три эти вещи одна без другой не совершаются. Если
одна часть где прерывается, то и другие две части там не тверды бывают.


Всеблагий Господь ничего от нас не требует, как только одного
искреннего покаяния, и через оное вводит покаявшихся в Царствие Свое
Небесное и вечное, по сказанному в Евангелии: Покайтесь, ибо
приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2).

Едва удосужился я
прочитать длинное и искреннее твое исповедание. Отныне положим начало
благого исправления, которое бывает не без труда и понуждения, в
терпении со смирением. Но унывать не должно и не должно думать, что
вдруг можно исправиться от злых навыков, но постепенно с Божией
помощью.

Всем не только можно, но и должно заботиться о
благоугождении Господу. Но чем благоугождать Ему? Прежде всего
покаянием и смирением. Но тебе это мало. Ты хочешь Господа иметь своим
должником. Ты пишешь: «Господь для меня все сделал, а я для Него
ничего. Легко ли это?» Если кто кому должен, то, не заплатив долга,
нельзя затевать подарки. Так и мы прежде всего должны заботиться об
уплате греховного долга посредством смиренного покаяния, которое
совершается до самого гроба. Но ты спрашиваешь: «Разве при исповеди и
постриге не прощаются все прежние грехи? И нужно ли до смерти каяться
на молитве в прежних грехах и вспоминать их или же предать их забвению и
не смущать мысли прежними делами». Тебе уже было говорено, что о
плотских грехах никогда не следует вспоминать в подробностях, особенно
же на молитве не следует исчислять по виду подобные грехи, но должно
вообще считать себя грешным и неоплатным должником перед Господом.
Святой апостол Павел сподобился получить не только прощение грехов, но и
апостольское достоинство, а все-таки причислял себя к грешникам,
глаголя: Из которых я первый (1 Тим. 1, 15). Притом должно знать, что
грехи прощаются не одним исповеданием оных, но потребно и
удовлетворение. Разбойнику на кресте Сам Господь сказал: Ныне же будешь
со Мною в раю (Лк. 23, 43). Но и после сего обетования разбойник не
тотчас и не без труда перешел в райское наслаждение, а сперва должен
был претерпеть перебитие голеней. Так и мы, хотя прежние грехи нам при
Таинстве исповеди и при принятии монашеского образа и прощены, но Божию
епитимию за них должны понести, т. е. потерпеть болезни, и скорби, и
неудобства, и все, что Господь посылает нам к очищению наших грехов.
Еще должно помнить евангельское слово Самого Господа: Милости хочу, а
не жертвы (Мф. 9, 13), т. е. чтобы благоугодить Господу, нужно более
всего заботиться, чтобы не осуждать других и вообще иметь
снисходительное расположение к ближним.

Исповедать все полезно с самоукорением, а с негодованием на других какая польза и от полных объяснений?


[<Из воспоминаний духовной дочери>: На мое признание — «во всем
грешна», <старец> спросил: «А лошадей крала?» Я ответила: «Нет».
«Ну вот, видишь, и не во всем», — сказал старец, улыбнувшись. На мои
слова, что совсем не умею исповедываться, батюшка заметил: «От исповеди
выходишь, как святая».]

В чем по немощи увлечешься, не
малодушествуй и не смущайся, а старайся поправить это самоукорением и
исповеданием сперва Сердцевидцу Богу, а по времени и духовному отцу.
Случающиеся увлечения да научат тебя уклонению и осторожности и
охранению себя, через страх Божий. Предайся воле Божией и ожидай с
терпением решения своей участи.


 


Амвросий Оптинский


Просмотров: 1363 | Добавил: jnp49 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title
ВЕЛИКИЙ КАНОН [4]
Поиск
Архив записей

Анимации и Картинки
© ПСАЛТИРЬ ПОСЛУШАТЬ 20 КАФИЗМтелевизионный канал и круглосуточное радио