Боголюбская (древнее название Боголюбивая) икона Божией Матери — одна из первых написанных на Руси икон. Одна из немногих, сохранившихся в подлиннике до нашего времени. Написана она в древнем греческом иконописном стиле.
Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Божией Матери, изобразив Пречистую Деву такою, как Она явилась ему в ночном видении.
Боголюбская икона Божией Матери.
На иконе Богоматерь изображена стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с Ее молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской Ее иконы), святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила. Написанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою. Празднование Боголюбской иконе было установлено св.блгв.вел; князем Андреем Боголюбским 18 июня ст.ст. В течение веков — вплоть до закрытия Боголюбской обители в 1923 году, икона находилась в монастыре и от нее совершались многочисленные чудотворения.
Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240 гг.) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая икона Божией Матери вместе с Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы Пречистая Богородица — явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали — Русь была спасена.
После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. Сохранилась память о том, что в 1432 году великий князь Московский Василий Васильевич Темный (1425-1462 гг.) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов (1676-1682 гг.) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году пожертвовал к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.
Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры. В 1771 году город Владимир постигло страшное бедствие — эпидемия моровой язвы — чумы (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России). Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях — так прошел весь сентябрь 1771 года. Оставалась надежда лишь на помощь Божию — народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню — Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода. Но городское начальство некоторое время сомневалось, запуганное уверениями лекаря-протестанта в том, что якобы при стечении большого количества народа эпидемия усилится. И все же власти уступили — 22 октября икона была внесена во Владимир, совершены всенародные молебствия и из числа 200 заболевших умерли лишь трое, остальные получили исцеление, а в ноябре чума и вовсе прекратилась. Лекарь-немец восклицал: «Боже мой, это чудо!»
Тогда же жителями города Владимира было составлено через духовную консисторию ходатайство Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери.Высочайшее разрешение было получено в 1772 году, и с тех пор установилась во Владимире эта благочестивая традиция. Крестный ход проходил следующим образом.
Накануне 20 мая ст.ст. (2 июня н.ст.) в Боголюбском монастыре совершал всенощное богослужение викарный архиерей, наутро он же служил там литургию и молебен и около 4 часов дня Боголюбскую икону вместе с древней иконой Покрова Пресвятой Богородицы торжественным шествием уносили в село Доброе (расположенное на пути ко Владимиру), в Константино-Еленинский храм. Там также совершалось всенощное бдение, служилась ранняя литургия и после молебна крестный ход продолжал торжественное шествие во Владимир. К двум иконам Божией Матери присоединялась еще храмовая икона святых равноапостольных царей Константина и Елены. Тем временем из Успенского собора выходил другой крестный ход, шедший навстречу первому. Сретение (встреча) происходило возле Сергиевской церкви, там совершался молебен с акафистом, и шествие направлялось в Успенский собор. На соборной площади, окаймленной шпалерами войск, под звон колоколов, звуки военного оркестра и пение хоров крестный ход встречал епархиальный архиерей. После совершения краткой литии и окропления молящихся святой водой икону вносили в собор, где и совершалась поздняя литургия.
Стечение народа в этот день было огромным — в крестном ходе участвовало до 18 тысяч человек. Уже за несколько дней до праздника все городские гостиницы были переполнены приезжими. В день совершения крестного хода не работали никакие гражданские и учебные заведения, закрывались присутственные места и частные магазины — весь город жил единым порывом — достойно встретить Божию Матерь в Ее чудотворной Боголюбской иконе. Можно только представить все благолепие этого шествия: впереди шел ключарь собора в стихаре, за ним — псаломщики также в стихарях и хоругвеносцы в особых шитых кафтанах, которые несли два фонаря, два креста и сорок хоругвей, вслед за ними простой народ нес чудотворные иконы, затем попарно шли архиерейские певчие, за ними — священнослужители и архиерей. Все городские власти и именитые сановники также принимали участие в крестном ходе, идя вслед за духовенством. Далее бесчисленной толпой следовал простой народ.
В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе — ее носили во все приходские храмы, а также по частным домам для совершения молебнов. За три воскресных дня обходили по частям весь Владимир крестным ходом. А накануне 18 июня ст.ст. (1 июля н.ст.) — дня памяти Боголюбской иконы — ее возвращали в обитель.
Исходя из вышеизложенного видно, как велико было в народе почитание Боголюбской иконы Божией Матери. Конечно же, по вере от нее совершались многочисленные чудеса, которые записывались в специальную книгу, хранившуюся при монастыре. Одно из этих чудесных исцелений было описано во «Владимирских епархиальных ведомостях» за 1877 год: «Во время крестного хода крестьянин Аким Федоров со своим семейством пожелал принесть Царице Небесной теплыя молитвы при доме своем, куда немедленно и была принесена св. икона. Аким Федоров, за обычным молебном, помолившись Царице Небесной, приложился к иконе сам и его семейные, затем взял сына своего седяку (не могшаго ходить по слабости ног), Ивана, 5-ти лет, приложил и его, и нагнулся до земли под икону, чтобы пронесли ее чрез него с сыном, что и сделано. Потом вставши, Федор посадил сына при доме, а сам пошел проводить св. икону Божией Матери. В это время седяка Иван сказал ему: «Тятенька, и я пойду с тобою». Отец отвечал: «Куда тебе!» Но Иван встал и пошел за ним — и с того времени, благодарение Царице Небесной, начал ходить безпрепятственно. Сказание сие об исцелении крестьянского сына Ивана засвидетельствовано в представленной рукописи подписью двух очевидцев чуда».
Если и в дореволюционное время крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери были основным источником дохода для содержания обители, то после революции это было единственным средством, чтобы добыть средства к существованию. Божия Матерь питала служащих Ей.
В голодные годы гражданской войны икону носили по селам губернии. Крестьяне, прекрасно понимая, что им, кроме как от Бога, помощи ждать неоткуда, старались обязательно принять чудотворную икону в свою деревню. Не могли допустить, чтобы такая святыня прошла мимо, молились, чтобы Божия Матерь не оставила их без Своей защиты и покровительства в столь неспокойное время. Деньги на принятие иконы собирали всем миром. Приходилось иногда продавать даже свои участки летних покосов, чтобы было чем прокормить приходивших с иконой монахов, заплатить за молебны. Но далеко не все жители были столь благочестиво настроены. Обстановку того времени отражает небольшая заметка из Суздальской районной газеты.
Действие происходило в селе Сельцо Яневской волости: «22 марта собранием граждан сельца по некоторым политическим, а главное, по продовольственным соображениям, было постановлено не принимать духовенство Боголюбского монастыря, сопровождающее икону Богоматери Боголюбивой. На другой день 23 марта вновь было созвано собрание граждан, на котором явившиеся женщины, предводительствуемые гр. А. Тарасовым, настойчиво требовали принятия иконы и духовенства, причем тут же организовали свое отдельное собрание под предводительством Тарасова и, выбрав сборщиком В. М-на, собрали с желающих принять священников по 2 руб. с дому. Очевидно, не выводятся у нас «братцы» и «сестрицы» — Иоаннитты-илиодоровцы».
Крестные ходы с Боголюбской иконой продолжались еще несколько лет и после 1917 года, хотя уже на полулегальном положении. После закрытия в 1923 году Боголюбского мужского монастыря икона Боголюбивой Божией Матери была оставлена группе верующих с. Боголюбова, но затем конфискована в музей, в ведении которого пребывает и до сего времени. С 1994 года подлинник этой иконы был передан в Свято-Успенский Княгинин женский монастырь г. Владимира. В Боголюбской же обители, в большом соборе у правой колонны, стоит одна из чудотворных копий Боголюбивой иконы, написанная в конце XIX века.
С 1995 года возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, который совершается ежегодно. На крестный ход выносится одна из копий Боголюбивой иконы. 1 июля в 7.30 утра из храма свв. Константина и Елены в с. Доброе в Боголюбский монастырь отправляется крестный ход, возглавляемый правящим епархиальным архиереем. Торжественное шествие, сопровождаемое колокольным звоном, входит в арку святых ворот Боголюбского монастыря около 10 часов утра. Тотчас в соборе в честь Боголюбивой иконы Божией Матери начинается Божественная литургия, совершаемая правящим архиереем в сослужении кого-либо из гостей-архиереев, приехавших на праздник, и многочисленным сонмом духовенства (всего бывает свыше 60 человек служащих священнослужителей). Причастников бывает около 700 человек.
Богослужение оканчивается в первом часу дня, после чего духовенство и гости приглашаются на трапезу, а всем богомольцам, по древней монастырской традиции, раздаются пироги и квас. В этот праздник в обители также совершается в 12 часов ночи ранняя литургия в память ночного явления Богоматери св. князю Андрею.
Возрождается также и традиция выноса Боголюбской иконы во град Владимир — первый такой крестный ход был совершен 5 июня 2001 года.
Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы русским народом засвидетельствовано написанием с иконы множества копий, воспринявших благодатную силу древнего образа. Прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, и исцелениями прославились: Угличский в 1654 году, Московский, Тульский, Козловский и Елатемский в 1771 году, Зимаровский и Юрьевский в 1771 и 1848 гг., Усманский в 1831 году, Тарусский в 1848 и 1870 гг. и другие списки древней чудотворной иконы.
Предстательством и заступничеством Пресвятыя Богородицы да спасет Господь и помилует землю Русскую и народ православный!