ДУХОВНЫЙ  ЛЕКАРЬ
  
Меню сайта
Категории раздела
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Block title
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика
Форма входа
Главная » 2012 » Март » 26 » Апология поста
13:30
Апология поста
Апология поста

Фраза «Бог в у меня в душе» уже давно воспринимается как диагноз. Священник, который слышит ее, сразу понимает – перед ним полностью нецерковный человек. Неверие – это отсутствие религиозного органа, которым верят, а нецерковность – это серьезное заболевание этого органа, его повреждение. Разговаривать с людьми, у которых поврежден религиозный орган чрезвычайно трудно, потому что они, зачастую, не имеют ни малейшего понятия ни о Боге, ни о душе. Притом они уверены, что того примитивного набора полуязыческих (или даже чисто языческих) представлений о Божественной реальности вполне достаточно для того, чтобы быть хорошим человеком. Понятное дело, что ни о каком спасении, или Искуплении от греха, тления и смерти Господом Иисусом Христом всего рода человеческого речи не идет. «Просто хороший человек» не нуждается ни в спасении, ни в Искуплении – он вообще не знает, что это такое. Для него рай – награда за то, что он «всем хочет добра». Логика проста: хочешь всем добра – иди в рай. А вот сделал ты добро, не сделал – мало кого интересует, главное-то хотеть! К этому почти во всех исследуемых случаях примешивается гордыня, то есть элементарное нежелание слушать кого-то. Советское «Хочу все знать!» превратилось в современное «Я уже знаю, а если не знаю, то Википедия поможет». Обилие самой разнообразной информации, легкий доступ к ней, и при этом страшная лень способствуют тому, что человек в лучшем случае поверхностно знакомится с христианством, и прочитав одну-две коротенькие статьи на сайте для домохозяек, помещенные между рецептами о том, как правильно сварить борщ и безболезненно удалить прыщ, делает вывод, что Церковь устарела, что она всего лишь некая административная структура, и что ему как «просто хорошему человеку» Церковь не нужна. Все это результат медленной утраты понимания цели приобретения знаний. Раньше учились, для того, чтобы работать и получать деньги, потом учились для того, чтобы не работать и получать деньги, сейчас не хотят ни учиться, ни работать, а только получать. Поэтому нет ничего странного, что эти самые две-три интернет-статейки имеют такое влияние на умы – серьезной исследовательской работой заниматься-то никто не хочет (намного интереснее исследовать пространства «вконтакта»), а задать вопрос: «А правда ли то, что я прочитал?» как-то не хватает желания, ведь ответ вынудит действовать, а действовать – лень. 

 Такая позиция раньше удивляла, потом вызывала бурное противодействие, сейчас – сожаление. Действительно, человека, который уверен, что «Бог у него в душе», и что «он всем хочет добра», но при этом никогда почти не бывает в храме, почти не молится («Господи, сделай, чтоб все было хорошо» несколько раз в год – не считается), завидует начальству, злословит сослуживцев и материт жену, мужа, тещу или детей – можно только пожалеть. 

Говорят, что сейчас воспитывают общество зомби, то есть людей, которыми можно будет легко управлять. Но на поверку выходит, что воспитывают общество свиней, питающихся падалью, и основные жизненные интересы которых не идут дальше «поесть-поспать-удовлетворить». В принципе ими и управлять-то не нужно, им поесть-бы... 

Мы знаем, что человек двухсоставен. Это значит, что одна ипостась, или личность, управляет, как говорит авва Дорофей, двумя природами – душевной и телесной. Нужно всегда помнить, что плоть не может полноценно существовать автономно; жить может, то есть исполнять какие-то биологические функции и т.д., а вот существовать, то есть иметь сущностный, реальный, настоящий смысл жизни – нет, не может. Плоть зависит от души. Можно сказать, что душа выражает себя через тело. Поэтому христианство придает такое значение всему телесному – мы воскреснем в телах, наши тела «храмы Духа Святого» и не предназначены для греха. Соотвественно, тело и душа как минимум спутники, то есть идут в одном направлении: куда душа – туда и тело, и куда тело – туда и душа. Разница только в том, кто впереди...

 И вот с давних времен сатана пытается сделать все, чтобы душа неизменно плелась в обозе, или в глубочайшем тылу. А для того, чтобы душа через совесть не задавала лишних вопросов, ей подсовываются различные суррогаты, которые призваны заменить настоящую духовную пищу. Все просто – тело убивают через разврат, объедение и пьянство, душу – через разврат, безумные развлечения и гордыню. Все дело в том, что нас разрывают на две части – душевную и телесную, а разорвав человека надвое, отделив тело от души, можно легко всю жизнь тела свести к «хлебу», а жизнь души к «зрелищам», что в принципе и происходит. Мы разобщены, разобраны внутренне. Интересы тела никак не соприкасаются с интересами души (если они вообще есть), а интересы души не двигаются дальше просмотра телевизора (компьютера, бара, дискотеки – нужное подчеркнуть). И в итоге мы сами не знаем, чего хотим. Нам кажется, что все вроде нормально, и делать для спасения ничего такого и не надо, и вообще, духовное и телесное совершенно несопоставимы. 

Недавно к нам в храм пришел молодой парнишка. В общем, такой же, как все, внешне ничем особенным не выделялся. Разве что бросалась в глаза какая-то чрезмерная нервозность в движениях, а как позже выяснилось, и в словах. Говорил он резко, отрывисто, и все время создавалось впечатление, что он прямо сейчас побежит, или начнет крутиться юлой, или залает, на худой конец. Ничего такого не произошло, но из разговора с ним выяснилось, что ему очень и очень плохо – друзей нет, с родителями постоянные скандалы, на людей в буквальном смысле слова он часто бросается с кулаками, почти не спит, нервничает из-за сущих пустяков – в общем, плохо ему. И видно, что нужно что-то делать, что ситуация если не катастрофическая, то очень близка к тому. И что вы думаете, он ответил на совет чаще посещать храм, исповедоваться и причащаться? Правильно, «Бог у меня в душе», а все храмы, посты и прочее придумали священники. «И вообще, резюмировал он, мне нужно деньги зарабатывать». О чем это говорит? О выработке определенного отношения, как к вере, так и к Церкви в целом. Церковь и внешнее проявление веры становится для определенной категории людей не нужным – им хватает теоретических заверений себя в том, что они и так в Бога верят. Как правильно сказал один современный богослов «они верят в то, что они верят в Бога». Но ведь мы помним, что «вера без дел мертва есть» (Иак.2:20). 

Поэтому не стоит удивляться, что самыми большими противниками поста являются как раз те, кто утверждает, что Бог у них в душе. Интересно, что мы, читая святых отцов Церкви, практически никогда не встречаем этой формулировки. Причина тому не только то, что присутствие Бога в душе суть высшая степень христианского совершенства, но и в том, что имея единение с Господом, отцы по смирению и для того, чтобы сберечь это единение как драгоценнейший дар, умалчивали о нем. Подвижники Церкви всегда понимали, что потерять богообщение можно очень легко, а вот восстановить очень трудно. Пример тому – Адам и Ева, которые, кстати, разрушили свои взаимоотношения с Творцом именно через нарушение заповеди о посте. Вообще, вся история грехопадения наших прародителей – это прекрасная иллюстрация того, насколько важен пост и того, насколько тесно взаимосвязаны духовно-душевное и телесное в человеке. Нарушили пост – потеряли рай.

Наверное, именно поэтому Церковь подчеркивает актуальность поста для всех времен и народов, ибо он актуален точно так же, как всегда актуально спасение. Святой Ефрем Сирин пишет: «С помощию сего святого поста человек возносится на небо и воспаряет в рай, если только постится в совершенной чистоте. Сим святым постом человек прославляет Бога, и всякому, кто ревностно соблюдает пост, отверзает Он дверь милосердия». И в другом месте: «Сей пост употребим, возлюбленные, чтобы просить и молить милосердия у Всеблагого и Милосердого, Который не отвергает просящего. Сей пост, возлюбленные, отверзает дверь небесную, потому что подъемлет нас с земли и возносит на высоту».

Еще один, поистине великий отец Церкви, святитель Василий Кессарийский, говорит об этом так: «Если удержишь чрево, то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь жертвою смерти”. А святой Ефрем Сирин считает, что через пост каждый христианин может не только порадовать Господа, но и стать сродником ангелов: «Сей пост, возлюбленные, радует Ангелов и Хранителей наших, потому что посредством поста и молитвы делаемся их сродниками. Сему посту радуется и Христос Господь наш, если только постимся с любовию, надеждою и верою». Не менее интересную мысль находим мы и у писателя второго века нашей эры, ученика апостолов, священномученика Игнатия Богоносца: "Четыредесятницей не пренебрегайте, – пишет святой к христианам в Филиппах, – она составляет подражание жительству Христа”.

 Как видим, утверждение, что спасение и пост взаимосвязаны, не лишено святоотеческого основания. Вообще, если уж мы начали разговор об актуальности поста, следует указать на то, что в принципе с постом связаны почти все стороны духовной жизни. Так, можно четко проследить тесное, практически неразрывное единение молитвы и поста. У одного из лучших знатоков святоотеческих творений и одного из величайших подвижников почти наших дней, у святителя Игнатия Брянчанинова читаем: «Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва... Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога». Как видим, ни молитвы не бывает без поста, ни поста без молитвы. И мы знаем, что все подвижники, желающие угодить Богу, не могли обходиться без молитвы и поста. Так, о святой праведной Анне в Священном Писании сказано, что она была «вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк.2,37). То же можно сказать и о пророке Илии, и о Предтече Господнем Иоанне, да и Сам Господь Иисус Христос показал нам пример, постившись сорок дней. Святой Серафим Саровский замечает, что «все подвижники, начиная работать Господу, вооружали себя постом и не иначе вступали на путь крестный, как в подвиге поста. Самые успехи в подвижничестве измеряли они успехами в посте». Мера поста, та или иная его форма и продолжительность – это другой вопрос. Важно то, что без него ничего не получится.

Желание много есть называется чревобесием...


... а желание есть пусть мало, 
но только вкусную и изысканную пищу, 
называется гортанобесием


Пост нужен не только для того, чтобы угодить Богу, но и для того, чтобы победить диавола. В Евангелии от Матфея Господь, обращаясь к Своим ученикам, которые не могли изгнать злого духа из отрока, говорит, что «сей же род (т.е. злые духи)изгоняется только молитвою и постом» (Матф.17:21). И уже с самых ранних пор существования Церкви многие подвижники обращали внимание христиан как на то, что диавол напрямую связан с объедением, так и на то, что без победы над этой страстью не может быть победы над диаволом. Так, у святого Иоанна Лествичника читаем: «Знай, что часто бес приседит желудку, и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта, и выпил всю воду в Ниле». Здесь игумен Синайской горы говорит, что сатана находится в непосредственной близости от желудка, зная, что именно через него можно легко уловить в свои сети. Поэтому не стоит удивляться, что многие из нас, будучи подверженными чрезмерному потреблению пищи, не могут справиться с этой, на первый взгляд. незначительной проблемой. У того же святого отца читаем, что «Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объедение». Так что, как видим, не такая уж это и мелочь – чревообъедение, ведь именно через него все прочие грехи (страсти) имеют доступ в нашу душу. Кстати, многие считают, что желание много есть – не их проблема. Но дело в том, что сама страсть делится на несколько степеней, каждая из которых может настолько поглотить душу человека, что он становится буквально одержимым. Например, желание много есть называется чревобесием, а желание есть пусть мало, но только вкусную и изысканную пищу называется гортанобесием. И первая, и вторая страсть чаще всего действует в каждом из нас: когда мы голодны и нам кажется, что можем съесть все – работает чревобесие, а когда мы насытились и хотим чего-то необычного – гортанобесие. Иоанн Лествичник предупреждает нас, что наш желудок большой обманщик: «Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: «Мало!», будучи наполнено, и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу!». Так что не стоит сразу прислушиваться ко всем этим воплям, иначе сатана не будет побежден вообще. О посте в контексте борьбы с диаволом святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет следующее: «Итак, нам следует прежде вступить в войну против чревобесия, которое, как мы сказали, есть страсть к объедению.... Никогда не надейся, что тот сможет противоборствовать более сильным соперникам, кто побеждается слабейшими в более легкой борьбе. Ибо невозможно сытому чреву вступить в борьбу внутреннего человека, нельзя сражаться с сильнейшими тому, кто побежден в более легком сражении». Называя чревообъедение «слабейшим соперником» преподобный Иоанн ни в коем случае не имеет говорит, что оно легко побеждается человеком. Объедение слабее по сравнению с другими, более сильными и менее заметными страстями, такими как гордыня, тщеславие, уныние или тот же блуд. Не победив чревообъедения, мы просто не в состоянии будем бороться против остальных грехов, ведь, как известно из личного опыта каждого, сытый человек хочет не воевать против бесов, а спать. «Сей святой пост употребим на брань с диаволом; потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого» (Ефрем Сирин). 

  Более того, неумеренное питание не только не дает возможности бороться против порочных движений человеческого естества, но само становится причиною их. Тот же авва Иоанн Кассиан отмечает: «Чрево, пресыщенное какою-либо пищею, порождает семя сладострастия, и дух, подавляемый тяжестью пресыщения, не может быть рассудительным. Ибо не только чрезмерное употребление вина лишает человека разума, но и безмерное употребление пищи также расстраивает, помрачает его и лишает чистоты и непорочности. Так, причиною погибели и разврата содомлян было не только пьянство, но и пресыщение, как сказал Бог Иерусалиму через пророка: вот в чем было беззаконие Содома, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении (Иез 16, 49). И поскольку это пресыщение породило в них сильнейшую похоть плотскую, то правосудный Бог истребил их серным огнем. Итак, если содомлян довело до таких беззаконий пресыщение, то чего оно не сделает с теми, которые, будучи здоровы телом, не удерживаются от употребления мяса и вина, удовлетворяя похоти, а не требованию немощи природы». Итак, видим, что святой указывает нам на необходимость воздержания, так как без него наша брань против похоти плоти будет тщетной. «Кто не обуздывает страсти пресыщения, тот никогда не может подавить возбуждения пламенной похоти», – говорит святой Кассиан. 

То, что такая борьба необходима особенно сегодня, утверждать излишне – достаточно внимательно посмотреть вокруг себя, чтобы увидеть буквально наполненность всего окружающего развратом и блудом. Такое ощущение, что мы находимся в древнем Содоме, об участи которого было сказано чуть выше, а причина тому – отсутствие поста и присутствие блуда. 

Понятно, что раз привязанность к объедению рождает многочисленные духовные проблемы, то победа над этой страстью через пост способствует нравственному преуспеянию человека. Иоанн Лествичник, перечисляя все те добродетели, которые рождаются от поста, говорит следующее: «Пост есть насилие естества. Отвержение всего, что услаждает вкус. Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений. Освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчения сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение». Кроме того, даже для того, чтобы удержать свой язык от зла, от осуждения, от гнилых и ругательных слов мы не обойдемся без воздержания: «Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык укрепляется от множества снедей. Всеми силами подвизайся противу сего мучителя, и бодрствуй неослабным вниманием, наблюдая за ним; ибо если ты хотя мало потрудишься, то и Господь тотчас поможет». Так что, как мы можем заметить многое, очень и очень многое в духовной жизни зависит от поста: «Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами». Как же в таком сердце, обуянным духом гордыни, может находиться Бог? Нежелание поститься напрямую свидетельствует об отсутствии в сердце человека благодати Святого Духа – такой вывод мы можем сделать, читая святоотеческие писания. Наверное, именно поэтому уже неоднократно цитируемый нами Иоанн Кассиан справедливо отмечает, что «чистота внутреннего человека измеряется совершенством этой добродетели».

Кстати, святые отцы указывали не только на духовную пользу от соблюдения поста, но и на пользу биологическую, пользу для здоровья. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Самая естественная пища – та, которая назначена человеку Создателем немедленно по создании – пища из царства растительного: Сказал Бог праотцам нашим: Се, дах вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семенного, вам будет в снедь”. Уже после потопа разрешено употребление мяса... Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть; пары и газы, отделяющиеся от нее и восходящие в мозг, наименее действуют на него; наконец она – самая здоровая, как наименее производящая слизей в желудке. По этим причинам, при употреблении ее, с особенною удобностью сохраняется чистота и бодрость ума, а с ними и его власть над всем человеком; при употреблении ее слабее действуют страсти, и человек более способен заниматься подвигами благочестия». Я думаю, что каждый из нас может заметить, что постящиеся в основном намного здоровее тех, кто пренебрегает этой добродетелью. И это не удивительно – ведь питаясь все время одной и той же пищей, содержащей много жиров животного происхождения, высокую концентрацию холестерина, человек очень быстро тучнеет, много болеет и просто теряет возможность полноценной жизни, превращаясь, по слову Климента Александрийского в «кладбище для животных»: «Те, кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собственные недуги, одержимы самым ненасытным из бесов, коего я не постыжусь назвать «демоном чрева», худшим из демонов. Лучше заботиться о блаженстве, нежели превращать свои тела в кладбища животных».

Но, кто-то может сказать, что он, в принципе, не против поста, но проблема в том, что постов много, и они все длинные и выдержать от начала до конца очень и очень трудно. На это мы можем сказать, что трудно тому, кто не пробовал или тому, кто не решился. Плюс ко всему, к уставному посту, который отличается большой строгостью, сразу никто и не призывает – попробуйте хотя бы воздержаться от вкушения мяса, молока, яиц и пищи животного происхождения. А продолжительного поста не стоит бояться, наоборот каждый день несет в себе большую пользу для нас: «Чем более дней поста, тем лучше лечение; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения», – учит блаженный Августин. У человека церковного никаких таких вопросов («почему так долго» или «зачем вообще нужно»?) не возникает. Причина тому – полное доверие Церкви. Мы помним слова Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не Мать – тому Бог не Отец». Церковь заботится о нас, поэтому мы слушаемся ее. Святитель Феофан Затворник говорит об этом так: «Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастись, покоряются... Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе – сейчас начинает поститься, и чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Оттого, что при посте успешнее идет дело и легче совладать с душою». 

В то же время зная, что увещания не всегда бывают услышаны, Святая Церковь налагает строгие прещения и даже отлучение на тех, кто не заботится о посте. Так, согласно 69 апостольскому правилу «аще кто не постится в святую Четыредесятницу среду и пяток анафема да будет». То есть несоблюдение поста является причиной отлучения от Церкви, так как свидетельствует об утрате человеком Богообщения. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что пост просто необходим каждому из нас. Он не только не потерял своей актуальности, но, наверное, стал еще более важен и значим именно в наши дни. В конце нашего разговора еще раз хотелось бы процитировать Ефрема Сирина, который подчеркивает, что все без исключения христиане, если они хотят оставаться таковыми и угодить Богу должны поститься. Читаем: «Да содержат же святой пост сей преимущественно иереи, в чистоте, непорочно, свято, без всякой скверны. Да содержат его также строже прочих диаконы и да служат Богу свято, ратоборствуя с лукавым. Да содержат сей пост и все старцы, облекаясь в сетование о прежних своих грехах и беззакониях. Да содержат сей святой пост мужья вместе с своими женами, храня себя чистыми от всяких обольщений, какие непрестанно вымышляет лукавый. Да содержат пост сей и девы, чтобы им, когда паки приидет Господь наш во славе, войти с Ним вместе в брачный чертог. Да содержат святой пост сей и родители и да просят при сем детям своим Божия милосердия. И юность, возлюбленные, да содержит пост сей; потому что ей надобно мужественно сражаться с человекоубийцею диаволом. Даже и дети, как самые малые, так и более взрослые, да содержат совокупно святой пост сей, иные до трех, а иные до шести и до девяти часов. Вся Церковь и все ее чада, всякого состояния и чина, да постятся и с горячею любовию да просят и умоляют Бога. Да постятся и молятся в сие время поста богатые и да уделяют милостыни сиротам, бедствующим и нищим. Да постятся и молятся в сей святой пост нищие, умоляя Спасителя нашего, чтобы удовлетворил их нуждам. Да постятся и молятся Христу во время поста сего сироты, взывая к Богу, чтобы стал для них Отцом и Господом. Много да постятся вдовы, умоляя Христа, чтобы вместо мужей Он пропитал и охранял их во вдовстве».

Хотите начать путь к Господу? Поститесь вместе с Церковью!

Просмотров: 876 | Добавил: jnp49 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title
ВЕЛИКИЙ КАНОН [4]
Поиск
Архив записей

Анимации и Картинки
© ПСАЛТИРЬ ПОСЛУШАТЬ 20 КАФИЗМтелевизионный канал и круглосуточное радио