|
Уникальное фото скита 1870-80 гг. Возможно, это фото Севастианова. Публикуется впервые. Евлгоий (Смирнов) Литургия в Адреевском скиту Архиеп. Владимирский Евлгоий (Смирнов) в августе 1969 года посетил скит и отслужил там первую литургию. Публикуем его воспоминания, ставшие уже величайшей библиографической редкостью. А сегодня, через 40 лет, это интереснейший исторический материал. – Исихазм.ру О нашем визите мы Кутлумушский монастырь заранее не предупредили. Посетили внезапно. Простояли более 30 минут. Однако посещение состоялось. Встреча была по чину. Монастырь XI века. Сам игумен, отец Гавриил, 46 лет, с братией провёл нас по монастырю, начиная с собора в честь Преображения Господня, расписанного иноком Феофаном. Показали и святые мощи праведной Анны, мученика Кирилла, святителя Григория Богослова и великомученика Пантелеймона. В библиотеке монастыря видели шкаф с рукописями — их более 200, из которых 80 относятся к XI—XII векам. Удивило Евангелие IX века, а также служебник XI века и многое другое. Братии — 15 человек. В архондарике предложили кофе. Пили все, кроме меня, поскольку мне предстояло служить в Андреевском скиту. Владыка предупредил меня об этом, и я незаметно отставил кофе на окно. Однако этот мой кофе вылился потом в целую историю, которую надо было разбирать уже в Карее — административном центре Афона, где мы были обвинены в кощунстве, отслужив самовольно Литургию в скиту, напившись кофе. Позже владыка объяснил грекам, что служащий иеромонах Евлогий не пил тогда кофе и служил в скиту, получив благословение на то ещё в Москве, где не знали, что скит забрал Ватопед. Объяснение было братски принято, и подозрение с нас сняли. Только в 11.00 нам доставили ключ от скита, но владел им эпитроп Ватопеда. У меня в дорожной сумке было всё заготовлено к служению Литургии — начиная с просфор и кончая облачением. Настроение у эпитропа было, как нам показалось, не очень доброжелательным. Спрашивать у него благословение на Литургию владыка не счёл нужным — его бы просто не дали. А наказ у нас был твёрдый. Стоило только нам зайти в собор в честь Андрея Первозванного (на 1000 человек), как владыка Леонтий дал мне знак смело идти в алтарь, готовить проскомидию и служить Литургию, что я вскоре и сделал. Через 20—25 минут я открыл царские врата и начал Литургию. Грек был в шоке… Он рассказывал о соборе как экскурсовод и не ожидал этого служения. Владыка сказал ему, что есть благословение патриарха на такое служение, что его вроде бы успокоило. Однако он всё же дал знать об этом своему начальству. Клирос за Литургией был из четырёх поющих; я помянул молящегося грека по имени Феофил. Однако неожиданностью для меня стало вот что. Перед «Отче наш» заполз в алтарь некий монах, у которого ноги были, как плети, — не двигались. Оказавшись у святого Престола, он, с мокрым от слёз лицом, обратился ко мне, чтобы я его непременно причастил. Владыка благословил. На запричастном я его исповедал. Это был последний инок русского скита, доживающий здесь свой век, схимонах Сампсон. По причащении в алтаре он поведал мне, что нас Бог прислал по его просьбе, дабы умереть причастным Тела и Крови Христовой. Ему было тогда за 80 лет, родом он был из Закарпатья. Хотя греки и поругали нас за Литургию, однако потом признали её законной и удивлялись, что был такой причастник, как всем им известный схимонах Сампсон. Собор в честь Андрея Первозванного построен в стиле XIX века. Греки называют его — на турецкий манер — сараем, т.е. дворцом. Действительно, в нём всё по-царски, на высшем уровне — иконы, утварь, роспись, святые мощи. Часть имущества, однако, была вывезена в Ватопед. По окончании Литургии вернулись в Карею, где отобедали в платной столовой. Сходили на рынок. Чего там только не было, но всё относилось к быту монахов. Впервые увидели церковный товар в греческих лавках со всем его разнообразием, чего Россия ещё не видела. Купили в качестве сувениров открытки, крестики, иконки, чтобы подарить знакомым.
Галерея старых и современныъ фотографий Андреевского скита. Смотреть |