ДУХОВНЫЙ  ЛЕКАРЬ
  
Меню сайта
Категории раздела
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Block title
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Июнь » 13 » День Святой Троицы
22:29
День Святой Троицы
День Святой Троицы

Огненные языки

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные,
и почили по одному на каждом из них 
(Деян. 2, 3).

В День Святой Троицы вспоминается и прославляется сошествие на Апостолов Святого Духа. Это событие совершилось в Иерусалиме после Вознесения Господня при наступлении праздника иудейской Пятидесятницы. По закону Моисееву было принято праздновать 50-й день после Пасхи, когда заканчивалась жатва и освящались первые плоды нового урожая. С этим праздником у евреев связывалось также воспоминание Синай ского законодательства.

На Пятидесятницу иудеи в великом множестве отовсюду стекались в Иерусалим. Интерес к торговле и бесконечные войны, в которых они часто становились добычей победителей, рассеял иудейский народ далеко за пределами Палестины. И вот ежегодно евреи прибывали в Иерусалим из Европы, Азии и даже Африки, чтобы отпраздновать иудейскую Пятидесятницу. В городе в те дни царило невероятное столпотворение.

Ученики Христовы, как сказано в книге Деяний святых Апостолов, после Вознесения Христова возвратились в Иерусалим и единодушно пребывали в молении и молитве (Деян. 1, 12-14) в горнице (верхней комнате дома), быть может, той самой, где была совершена Спасителем Тайная вечеря. Вместе с Апостолами находились жены-мироносицы во главе с Пресвятой Девой Марией. Общее число учеников Христовых - первая община верных - достигало 120 человек. Все они пребывали в напряженном молитвенном ожидании сошествия Святого Духа, которого Христос обещал послать от Отца по Своем Вознесении (Ин. 15, 26).

И вот утром, когда ученики собирались идти в храм, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2-4).

Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? (Деян.2, 7). Ученики Хрис товы, своим видом обнаружив галилейское происхождение (а Галилея слыла страной темной и необразованной), приводят народ в смятение. Как эти невежды могут говорить на стольких языках, откуда у этих простецов, которые за свою жизнь обычно не видят ничего, кроме утлой лодчонки, старых сетей и Галилейского моря, взялись такие знания? Многие из удивлявшихся находят лишь одно объяснение: они напились сладкого вина (Деян. 2, 13).

В говорении Апостолов на разных языках мы видим прообраз того, что в Церковь Христову должны войти все племена и народы. Как когда-то Господь смешал языки строителей Вавилонской башни, и они, перестав друг друга понимать, оставили свое безумное предприятие и разошлись по разным странам, так Апостолам дар языков был дан, чтобы понести слово Божие многим народам.

«Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа»,- слышим мы в кондаке праздника.

Почему же сейчас мы не встречаем у христиан таких чрезвычайных способностей? Почему в настоящее время миссионерам, готовящимся проповедовать слово Божие в других странах, среди чужих народов, приходится не один год просидеть над учебниками? «Служение апостольское, дар языков, дары истолкования, исцеления, чудотворения, пророческое служение и прочие дарования могут быть в Церкви, а могут и отсутствовать, однако Церковь от этого не перестает быть тем, чем она является»,- пишет догматист священник Олег Давыденков.

От Отца через Сына в Духе Святом

Всесвятый Душе, исходяй из Отца и Сыном пришедый к безкнижным учеником, 
Тебе Бога познавших спаси и помилуй всех.

Теперь зададимся вопросом: почему праздник, когда вспоминается и прославляется сошествие на Апостолов Святого Духа, называется Церковью Днем Святой Троицы? Почему богослужение Пятидесятницы в своих песнопениях и чтениях так глубоко и назидательно раскрывает всю сущность учения о Триипостасном Боге?

Потому что в день Святой Пятидесятницы завершается домостроительство нашего спасения, в котором равно участвует Отец, Сын и Святой Дух. «Чему быть благословил Бог Отец, что исполнил в Себе Сын Божий,- то присвоить верующим снизшел ныне Дух Святый»,- пишет святитель Феофан Затворник.

Божественная благодать является общей для всех Трех Лиц Святой Троицы. И Отец, и Сын, и Святой Дух участвуют в ее раздаянии. «Подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца через Сына в Духе Святом»,- пишет святитель Афанасий Великий. Почему же мы привычно говорим о благодати Святого Духа? Потому, что благодать достигает нас, по слову святителя Василия Великого, в Ипостаси Духа Святого. Непосредственное усвоение нам благодати осуществляет именно Третье Лицо Пресвятой Троицы.

«Приидите людие, триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемь: едина сила, едино существо, едино Божество. Емуже покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа: Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир: Святый Безсмертный, Утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе»,- слышим мы во время богослужения праздника.

Так, в день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Святой Троицы. Догмат о Триипостасном Боге является основным в христианстве. Все богослужения нашей Церкви начинаются с прославления Святой Троицы. В таинстве Крещения Церковь возрождает человека к вечной жизни во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Кающемуся отпускаются грехи также во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. При погребении усопшего священник возглашает молитву: «Яко Ты еси воскресение, живот и покой...» - и заканчивает обращением к Пресвятой Троице.

Праздник попразднственный

Дух премудрости Твоея моим подаждь помышлением, дух разума безумию моему даруяй,

духом страха Твоего моя осени дела, и дух правый обнови в утробе моей,

и духом владычним мыслей моих  поползновение утверди...
(Из молитвы коленопреклоненной 
святителя Василия Великого)

Праздник Святой Пятидесятницы отмечали с великой торжественностью с первых веков христианства. Уже в Апостольских постановлениях мы встречаем указание: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (то есть Пасхи); сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».

День Святой Пятидесятницы, как мы слышим в церковных песнопениях, праздник попразднственный, будто венчающий, завершающий все великие двунадесятые праздники. На Божественной литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся...», что обусловлено древним обычаем крестить в этот день оглашенных.

Великая вечерня в день праздника совершается в соединении с Литургией. Во время вечерни читаются три коленопре клоненных молитвы святителя Василия Великого. (Колена преклоняются впервые после Пасхи.) Эти молитвы священник читает, стоя на коленях в царских вратах лицом к народу.

Существует древний обычай в день Пятидесятницы украшать храмы и дома ветвями деревьев, разнотравьем и цветами. Вероятно, так еще по ветхозаветной традиции была убрана Иерусалимская горница, где Дух Святой сошел на Апостолов. Украшенные зеленью храмы и дома напоминают также о Мамврийской дубраве, где патриарх Авраам удостоился принять под видом трех странников Святую Троицу.


Просмотров: 1077 | Добавил: jnp49 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title
ВЕЛИКИЙ КАНОН [4]
Поиск
Архив записей

Анимации и Картинки
© ПСАЛТИРЬ ПОСЛУШАТЬ 20 КАФИЗМтелевизионный канал и круглосуточное радио